Ateizm

РЕЛИГИЯ И АТЕИЗМ

Est modus in rebus

Мадина Усенова,
доктор философских наук, профессор

В последние годы не только в нашей стране, но и на всем постсоветском пространстве, заметно возрос интерес общества к проблемам духовной жизни. Благодаря процессам демократизации, гласности религиозные организации получили большую свободу, активнее стали участвовать в жизни общества, стали смелее заявлять о своем отношении к происходящим в стране и мире процессам, предлагать свои пути преодоления сегодняшних трудностей и проблем.

Неизвестный объектПлюрализм мнений породил весьма различные по мировоззренческой окраске оценки роли и места религии и атеизма в духовной культуре народа. Прежде такого не бывало. Все было «раз и навсегда» установлено: роль атеизма положительна, прогрессивна, а роль религии отрицательна, реакционна. И что прогресс научно-технический, культурный, нравственный связан только с атеизмом. А религия – опиум для народа, и с ней необходимо везти беспощадную борьбу.
Ныне акценты коренным образом изменились. Теперь религия изображается едва ли не единственным и универсальным элементом духовной жизни, основой нравственности, фундаментом выдающихся творений человеческого гения и великих общественных преобразований, а атеизм характеризуется как безбожие, бездуховность, порожденные большевизмом, марксизмом, сталинизмом. Так ли это в действительности?
Эти вопросы, на мой взгляд, сегодня остроактуальны, ибо любое мировоззрение, религиозное или атеистическое, не есть нечто внешнее по отношению к личности. Оно охватывает весь внутренний мир человека, определяя его жизненные критерии, идеалы, ориентации, ценности, смысл, образ жизни и поведение. И любой из нас может привести тысячи примеров из истории и факты сегодняшней действительности, когда человек ради высокой, а бывает порой и ложной, иллюзорной идеи, жертвует всем, даже собственной жизнью.
Национальная идея, мировоззрение народа – великая сила. Примеров тому – множество. Например, Великая Отечественная война. Мы победили, хотя по многим, даже чисто техническим, военным параметрам и критериям уступали противнику. Потому что мы были сильны духом. Весь мир до сих пор удивляется феномену СССР. Патриотизм, любовь к Родине людей разных национальностей, многие из которых никогда не бывали в Москве, понятия не имели, где этот город находится, но жизни своей не пожалели, чтобы не подпустить к ней врага. Я говорю о 28 гвардейцах-панфиловцах и других героях, о которых знаем не только мы, но и весь мир.
Сила и мощь СССР, за короткий исторический срок превратившейся из отсталой, нищей страны в одну из самых мощных держав мира, состояла в том, что КПСС сумела сформировать идеологию, ставшую мировоззрением большинства. Сформировалась новая общность – советский народ. И идеологией этой общности была не религия. А атеизм. Марксистский научный атеизм.
Что такое религия? Когда и почему она появилась? Эти непростые вопросы волновали многих выдающихся мыслителей прошлого. И независимо от того, какой век стоял на дворе, свободомыслие и атеизм всегда противостояли религии и церкви. Даже в средние века, когда религия и церковь были выше государства.
Особое место в истории свободомыслия занимает марксистский научный атеизм. Он значительно отличается от всех прошлых форм свободомыслия. А в чем именно? До сих пор существует много мифов и путаниц в этих вопросах. В обыденном сознании атеизм и безбожие – синонимы.
А между тем научный атеизм вообще не рассматривает вопрос о Боге. Есть он или его нет? Ибо считает, что верить или не верить в Бога – личное дело каждого человека. Главное – это утверждение, что Человек – не раб божий. Он – Личность. Он – творец своей судьбы, своего счастья в этой жизни.
Утверждая человека, научный атеизм считает главной задачей общества не критику религии, а создание условий (материальных, социальных и духовных) для расцвета всех талантов Личности.
Научный атеизм отвергает главный догмат многих религий – фатализм. Ибо если все за всех решает Бог, зачем стараться что-то изменить в своей жизни? Да и грех это – идти против воли божьей. Такова позиция всех без исключения мировых религий.
Научный атеизм отвергает идею ада и рая, реального существования жизни после смерти так как считает, что Человек должен и может быть счастлив здесь и сейчас. И чтобы это счастье произошло, не надо сидеть и ждать милости божьей, а надо самому приложить максимум усилий для этого.
Считаю важным подчеркнуть, что социальный вред религии не в том, что человек верит в Бога, а в том, что вера в сверхестественное уводит его от решения своих практических жизненных проблем по улучшению собственной жизни, обещая счастье и блаженство после смерти.
Вместе с тем, научный атеизм против огульной критики религии. Необходимо просвещать народные массы, научно раскрывать ее социальную роль, положительные и отрицательные стороны.
Религии, появившиеся много столетий назад в силу объективных социально-экономических причин, и сегодня живут и даже процветают. И тому есть объективные причины. Это – глобальный кризис, охвативший все страны и все стороны жизни современного общества – экономику, политику, социальную, духовную сферы, следствием чего является безработица, рост преступности, наркомании, падение нравов. Именно в такие тяжкие периоды жизни закономерен рост религиозности.
Неуверенность в завтрашнем дне, отчаянье, невозможность изменить, улучшить свою жизнь порой приводят человека, часто молодого, в лоно церкви. И там он находит утешение: «Молись и Бог поможет».
А что в этом плохого? Верующий боится гнева бога и потому он не совершит плохой поступок. Так думают многие. Но это большое заблуждение. И вот почему.
Возросшая религиозность населения вовсе не содействует снижению преступности. Более того, появились ранее неизвестные нам виды преступлений – экстремизм, терроризм. Никогда ранее в нашей стране мы не видели фанатично верующих граждан, которые бы столь агрессивно демонстрировали свою приверженность религии. И особенно это не характерно для ислама. Ибо сама эта религия – исключительно миролюбивая, демократичная и гуманная, категорично отвергает агрессию, насилие. Убийство человека – тягчайший грех. Убийство единоверца, мусульманина – тем более.
Мы живем в правовом светском государстве, в котором церковь отделена от государства и школа от церкви. Свобода совести и свобода вероисповеданий закреплены в Конституции РК. Образование и воспитание молодого поколения в нашей стране – светское и строится на научной основе. И это – закон, который обязаны выполнять все.
Как религиовед, много лет изучавшая особенности функционирования ислама в Казахстане, скажу, что фактов нарушений этих правовых норм со стороны мусульман до сих пор практически не было.
Сегодня картина кардинально изменилась. Верующие мусульмане заставляют детей держать уразу, чем наносят огромный вред их здоровью. Девочек заставляют носить хиджаб, чем не только нарушают их права, но наносят вред их психике. Над такими девочками нередко насмехаются одноклассники, считают их странными, ущербными. Это не может не отражаться на нервной системе, психике ребенка.
А между тем, хочу это особо подчеркнуть, все эти явления происходят не столько из-за особой преданности верующих к требованиям данной религии, а скорее вопреки им. От элементарного невежества, незнания вероучения и догматов ислама. Например, в Коране четко отмечено, что женщине (не ребенку!) предписано закрывать свое тело только после наступления совершеннолетия. Это, во-первых.
Во-вторых, специфика ислама заключалась в том, эта религия, где бы она не распространялась, она органически вписывалась под местные традиции, верования, менталитет нации. Поэтому в Казахстане мусульманки никогда, ни в каком возрасте не носили хиджаб, паранджу. Эти обычаи – арабские, возникшие еще в седьмом веке.
Ислам – своеобразная религия. Ее догматы, культ, священная книга – Коран написаны на арабском языке, которого не знают большая часть верующих. Точнее арабский знают единицы, преимущественно образованная часть духовенства. Таких у нас единицы. Поэтому те, кто утверждает, что «читает» Коран, совершает намаз и даже лечит по Корану, лукавят. Просто наизусть выучили несколько сур Корана и поверхностно знают их содержание.
Своеобразие ислама еще и в том, что эта религия чрезвычайно уязвима для любого искажения ее вероучения в любых корыстных или политических целях. Именно это обстоятельство умело используют, спекулируют на нем те, кто вербует наших сограждан в экстремистские группировки, совершающие террористические акты. Кто они, эти террористы? Откуда взялись?
Рискуя навлечь на себя священный гнев соотечественников, скажу: они не инопланетяне. Не марсиане их к нам забросили. Это наши с вами дети. Молодежь от 20 и чуть старше лет. Как и почему они оказались… там, в стане врага? Во имя чего они сознательно пошли на смерть? Предали Родину, обрекли на страдания, горе своих родителей, семью? Что они знают об исламе, который исповедуют? Хоть кто-нибудь – родители этих уже осужденных террористов, школьные педагоги, вузовские профессора, лекции которых они слушали, ученые, философы, религиоведы, духовные их наставники-имамы можете ответить на эти вопросы? Нет ответа.
Эффективная идеологическая работа, та, о которой говорилось выше, та, которая взрастила Зою Космодемьянскую, Алию Молдагулову, Александра Матросова – такой работы сегодня, к сожалению, не ведется. Растерянная часть нашего общества обратила свои взгляды на религию. Ибо святое место пусто не бывает.
Огульная, беспредметная апологетика религии, имеющая место быть в сегодняшней нашей действительности, ругань марксизма, атеизма, охаивание советского периода нашей истории, вместо того, чтобы использовать все ценное что в ней было, не прибавили нам духовности. Не сделали нас добрее, гуманнее… Это подтверждает статистика роста криминала в нашей стране.
КАЗНИТЬ! Мы единодушны в своем священном гневе и требуем ужесточения наказания для террористов. Я тоже «за», хотя прекрасно понимаю, что казнь пары десятков экстремистов не решит эту глобальную проблему. Что делать, как же быть? Я глубоко убеждена в крайней, острой необходимости возрождения, усиления идеологической, пропагандистской воспитательной работы с различными слоями населения. Возглавить, координировать эту работу должна, на мой взгляд, самая популярная, многочисленная по составу партия. Привлечь необходимо к этой работе все другие партии, ученых, педагогов, служителей культа, советы ветеранов, чтобы они популярно разъясняли прихожанам, особенно молодежи, основы вероучения, особенно такие догматы, как джихад, нравственные и другие заповеди.
В обыденном сознании слово «Джихад» означает война, истребление неверных. А между тем в Коране, Шариате, Хадисах этот догмат трактуется совсем иначе – как борьба человека со своими недостатками, комплексами, cтрастями в целях самовоспитания. Само слово «джихад» в Коране употребляется 33 раза. В переводе с арабского оно означает усердие, стремление быть честным, порядочным мусульманином, который встанет на защиту своего Отечества в случае нападения на нее врагов. Это – борьба за чистоту нравов, против разврата, нечестности.
Ислам крайне негативно относится к самоубийцам. В этой связи очень важно разъяснять верующим отношение религии к шахидам.
Кто такие шахиды? Это люди, добровольно принявшие мученическую смерть в борьбе за чистоту своей веры. Человек, погибший защищая свою землю от захватчиков – шахид. В Хадисах шахидами называют также людей, погибших от рук преступников при самообороне, умерших от различных болезней, при родах, погибшие при защите своей семьи, жилища, при стихийных бедствиях, авариях. Но никак шахидом не называют лиц, добровольно взорвавших себя, чтобы убить как можно больше ни в чем не повинных людей, ничем не угрожавших вере в Аллаха. Террористы – это самоубийцы и преступники (убийцы) одновременно. И потому их место в аду.  Ибо Аллах каждому человеку дарует одну жизнь. И никто не вправе ее отнимать ни у себя, ни у других. Так написано в Коране.
Как происходит вербовка, зомбирование сознания террористов-смертников в двух словах не скажешь. Это проблема для самостоятельного серьезного исследования и ежедневной многосторонней, предметной идеологической пропагандистской работы, без которой борьба с экстремизмом и терроризмом еще долго будет находиться на уровне лозунгов. И не более того. И вряд ли изменит ситуацию утверждение смертной казни. Точнее – ничего не изменит. И вот почему.
Например, смертная казнь для педофилов. Это – совсем другое дело. Я двумя руками «за». Потому что это – нелюди, которым нет места в человеческом обществе. Они даже не звери. Звери так не поступают со своими детенышами. Монстры! И тратить наши деньги на их многолетнее содержание в тюрьме – неразумно. Казнить! Публично! Чтобы другим неповадно было.
А вот что касается террористов, то они ведь не боятся смерти. Смерть – это их сознательный выбор. Ради идеи, идеала. Но какого? Вот вопрос, на который мы пока ответить не можем.
Вспоминаю свое пионерское детство, комсомольскую юность и всю сознательную трудовую жизнь рядового члена КПСС.
За все пять лет студенчества я ни разу не отдыхала на каникулах. В составе агитбригады ЦК комсомола мы ездили по целине, читали лекции, пели, танцевали и разъяснили политику партии в освоении целинных земель. А когда меня приняли в партию, то бесплатная пропагандистская, воспитательная работа стала моей святой обязанностью и образом жизни. Так жили все мои сверстники.
Не могу не вспомнить добрым словом Всесоюзное общество «Знание», которое объединяло интеллигенцию всей страны и организовывало, руководило всей этой огромной важности работой. Дети, старики, зеки, домохозяйки – все социальные слои населения огромной страны не оставались вне влияния этой идеологической машины.
Трепетная любовь к Родине, гордость, готовность жизнь за нее отдать – вот результат формирования мировоззрения советского человека. А когда мы растеряли это богатство, страну, которую никто не смог победить, разрушили без единого выстрела.
Мы многого достигли за 25 лет Независимости. О нас заговорил весь мир. И это благодаря мудрой политике нашего Президента Н. А. Назарбаева. Нам есть чем гордиться. Намечены конкретные шаги достижения социально-экономического и духовного прогресса. Остается суметь донести эти идеалы до каждого жителя страны, чтобы политика государства не была чем-то внешним, а приобрела личностный характер для каждого из нас.
А для этого стоит потрудиться и возродить все лучшее, что осталось в памяти от нашего советского прошлого. Если такая работа начнется, то мы – ветераны, в стороне не останемся. Детей и внуков вырастили. Опыта и свободного времени – навалом. Самое время на Отечество от души потрудиться. Тогда и старость станет в радость.




Пікір қалдыру