О ФИЛОСОФИИ ТЮРКСКОГО МИРА

Книжный лабиринт

В Алматы состоялась презентация книги доктора философских наук, профессора Сагади Булекбаева «Тюркский вклад в мировую цивилизацию и культуру», организованная международным общественным фондом «Наследие кочевой цивилизации» при участии Национальной библиотеки РК, КазУМОиМЯ им. Абылай хана, Всемирной ассамблеи тюркских народов, журнала «Кочевники Великой степи», республиканского общественно-политического журнала «Мысль». В обсуждении книги приняли участие философы, историки, социологи, правоведы, филологи, политологи, экономисты. 

Корреспондент журнала «Мысль» побеседовал с одним из участников презентации – известным казахстанским ученым Такеном Джанатаевым.

– Книга С. Булекбаева затрагивает практически все аспекты культуры и цивилизации тюркских народов. По-вашему, насколько глубоко отразил автор в своей книге всю многогранность тюркского мира?
– В книге отражены философские проблемы тюркского мира. Охвачен обширный круг вопросов тюркской культуры и цивилизации, мировоззренческой философии Великой степи, ее влияния на мировую культуру, ее отношения к природе. Специальные разделы посвящены Тенгрианству, не только как религии, но и как мировоззрению, становлению тюркской государственности, системе обычного права, особенности культуры материального производства, специфики тюркского языка и др.
Книга многоаспектна и многогранна. В этом ее достоинство и недостатки. Невозможно в одной книге отразить всю глубину философии тюркского мира. Тем не менее, это серьезная попытка дать философское обобщение истории, культуры становления тюркских народов. Еще много неизведанных пластов. Недостаточно изучены материалы китайских, персидских, арабских и других источников, отражающих систему обычного права, общность языка, политические, социальные отношения. Книга затронула лишь верхушку айсберга.
Автор книги отмечает, что история Казахстана должна быть рассмотрена в контексте новых реальностей, его новейшей истории. Свое видение этого вопроса он и попытался дать в этой работе. Это взгляд не историка, а концептуальное видение философа, без претензий на исторические точности и нюансы исторической науки.
Обретение независимости государств Центральной Азии позволяет по-новому взглянуть на ряд проблем истории и культуры тюркских народов. Это обусловлено тем, что их духовное возрождение  идет через осмысление своей подлинной истории, которая важна для них как в научном плане, раскрывающем реальное место и роль тюрков в мировой культуре и цивилизации, так и в аспекте патриотического воспитания, которое прежде строилось не на тюркской истории. Ведь для того, чтобы выстроить действенную систему воспитания, в первую очередь, она должна базироваться на отечественной истории. На ее славных свершениях и достижениях, которые должны быть вплетены в контекст всей воспитательной системы тюркских народов, в том числе и для казахского народа. Для этого есть все основания.
В книге С. Булекбаева отмечается, что тюрки создали великую цивилизацию, и очень важно философски осмыслить этот феномен тюркской культуры и цивилизации. Здесь необходимо рассмотреть, во-первых, тюркскую историю в контексте всемирной истории, во-вторых, попытаться понять смысл тюркской культуры и тюркской цивилизации, а в-третьих, попытаться разобраться с методологией исследования в области тюркологии. Это – очень сложная задача. Однако, как бы то ни было, такая постановка вопроса  давно созрела, особенно для ученых новых независимых тюркских государств, для которых выявление своей исторической, культурной и национальной идентичности становится исключительно важной задачей.
– Если данная работа затронула лишь верхушку айсберга, то чтобы дойти до его основания, получается, нужны глубокие исследования. Насколько реально объединить усилия историков, философов, культурологов, языковедов, правоведов и других, чтобы показать всеохватывающую картину тюркского мира?
– Понятия «мировая культура», «цивилизация» в историографии не раскрыты в той мере, в какой можно было бы говорить о вкладе того или иного народа в ту или иную эпоху в копилку ценностей человеческого общества. Безусловно, надо объединять усилия всех представителей общественных наук, чтобы дойти до глубин мировоззренческой философии тюркских народов. Только философия способна объединить в систему общественные науки в плане общей методологии. В противном случае, мы будем иметь мозаичную картину истории тюркского мира. Возможно, книга профессора С. Булекбаева положит начало целостному подходу в изучение тюркского мира и его вклада в мировую культуру и цивилизацию.
– Культура и цивилизация тюркских народов недостаточно изучены. Что сохранилось в современном образе жизни тюркских народов от прежних традиций, духовных ценностей?
– Живая культура народов постоянно пребывает в состоянии изменений и преобразований, не утрачивая при этом свою самобытность. Находясь в постоянном движении, кочевники воспринимали жизнь в ее изменчивости и непостоянстве, что отражено в быте, культе, сознании, традициях, веровании. Кочевники не придавали материальным ценностям особого значения. Для них важен мир нравственных ценностей и духовный мир.
– Для Великой степи характерно культивирование идеи духовной свободы. Это особенно четко проявляется на фоне неодухотворенной свободы личности в современном западном обществе: неврозы, стрессы, психическая неуравновешенность, вспышки агрессии, дегуманизация межличностных отношений… Все эти социальные проблемы стали постоянным фоном не только западного общества, но уже и казахстанского. Насколько сильно влияние ценностей западного общества на нашу сегодняшнюю жизнь? Сможет ли евразийское общество противопоставить западному свои ценности?
– С древних времен в традициях Евразии сложилось сознание, что мир гармоничен. Это значит, что и человек должен быть уравновешен, чтобы понять и свою принадлежность к окружающему миру. Символически это отражено в архитектонике мира и его образах в виде юрты или мандалы: это  «Страны городов», которые существовали в Великой степи более 5 тыс. лет назад. Элементы, которые образуют Вселенную, находятся в душе каждого человека. Если мы признаем свою принадлежность к Вселенной и окружающему нас миру, то должны признать гармонию внешнего мира – нашим внутренним миром.
Западное общество живет в условиях капитализма несколько веков. Система частной собственности наложила свой отпечаток на психологию граждан Старого света. Народы Евразии только вступили на путь капитализма, и это уже отразилось на психологии людей. Вопрос не в том, как повлияет западная культура на культуру евразийцев или наоборот. Вопрос в том, насколько глобализирующийся мир окажется во власти жестких и жестоких законов капиталистической системы. Смогут ли при таких условиях народы сохранить свою культурную идентичность?
– В тюркском духовном мире отсутствует религиозная нетерпимость. В нашей стране все религии одинаково почитаемы. Уважаются верования, традиции всех этносов Евразии. Насколько взаимосвязаны мировые и традиционные религии, в чем их общность и различие?
– Толерантность – категория философская, социальная, этическая и выражает сущность духовного состояния народов Великой степи. Термин «религия» означает «я верую». Человек изначально стремился к познанию мира природных и общественных явлений, верил в силу своего духа.
Вера – это знание о не-знании. Фигурально это можно выразить в виде круга:

 Ахметова С_Страница_1

Внутри круга находятся мои знания, а то, что вне круга – это область не-знания. Я как индивидуальная личность ограничен в своих знаниях. Чем больше круг моих знаний, тем больше точек соприкосновения круга с областью не-знания. Рис. 1 выражает малый круг знаний. Чем меньше круг, тем меньше знаний. Чем больше круг знаний, тем больше точек соприкосновения круга с областью не-знания. Проблема человеческого сознания в том, что чем больше у него знаний, тем больше он не-знает. Поэтому вера – это область не-знания. Все религии мира – Тенгрианство, Зороастризм, Индуизм, Иудаизм, Христианство, Ислам и др. объединяет устремленность человеческого духа к знанию, к свету, к прояснению своего духовного мира. У всех религий один и тот же принцип – нравственность, соблюдение моральных критериев не только в отношении к природе, но и внутри общества, во взаимоотношения друг с другом. Нравственные установки одинаковы, а ритуалы другие, но это внешний аспект внутреннего духовного мира.
– В книге отмечается, что основной религией древних тюрков было поклонение Тенгри (Небу). Является ли тенгрианство отражением фундаментальных ценностей тюркского мира?
– Тенгрианство – это, прежде всего, мировоззренческая философия, которую можно выразить на языке Вечного Синего Неба (Тәңір): «Когда повелением Вечного Синего Неба (Тәңір) весь мир, от восхода до захода солнца станет единым, счастливым и спокойным, то нам будет объявлено о том, как мы должны поступать дальше. Вечное Синее Небо (Тәңір), которое делает все сложное простым и делает близким все далекое, укажет нам путь нашего дальнейшего развития». Это общефилософская установка тенгрианства и она отражена в системе обычного права тюркских народов, культуре этносов, общности тюркского языка. Принято считать, что тенгрианство – шаманская религия. Тенгрианство – это не религия, а мировоззрение, такое же, как японское «Синто» (Путь богов). Не случайно, что между Тенгри и Синто много общего, прежде всего бережное отношение к природе. Если Синто – это Путь богов, то Тенгри – это Путь небес.
– У тюркского языка много диалектов, но корни слов едины. Можно ли говорить о едином тюркском языке, как языке межэтнического общения? Каковы перспективы тюркского языка в системе мировых языков?
– Культура тюркского мира долгое время находилась на задворках историографии и, тем не менее, тюркский мир развивается, что проявляется, прежде всего, в развитии устной и письменной речи народов Евразии. Язык тюркских народов динамичен, и не только вошел составной частью в языки других народов мира, но и вобрал в себя слова многих народов.
Тюркский мир развил богатый язык, который стал средством объединения народностей Евразии. И не только. Язык является формой выражения человеческого сознания и возникает из потребностей общения. В мире насчитывается более 7000 языков. Одни развиваются, многие отмирают, видоизменяются, входят в определенную языковую группу.
Ныне проводится большая работа по исследованию тюркского языка. Работы Олжаса Сулейменова и труды других исследователей показывают, что тюркский язык внес огромный вклад в мировую культуру, а русский язык предельно усиленный тюркизмами, стал одним из мировых языков и является одним из официальных языков ООН. Тюркский язык развивается, и нельзя противопоставлять различные диалекты друг другу. Также нельзя развить казахский язык в отрыве от русского языка, и точно также развить русский язык в отрыве, например, от турецкого, узбекского и других диалектов тюркского языка. Русский язык является развитым диалектом тюркского языка, и, как таковой он развивается более динамично, чем казахский язык. Турецкий язык развился за счет того, что он сохранил древнетюркский язык и быстро вобрал в себя слова из арабского, персидского и других языков. Язык, как таковой, является формой выражения культуры и средством общения.
Выдающийся поэт современности Олжас Сулейменов в стихотворении «Разлив» (1963) написал: «Здесь долг я понял, глянув на года, возвысить степь, не унижая горы». Будем возвышать культуру Великой степи, глядя на культурные вершины других народов.

Беседовала Сауле АХМЕТОВА




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *