Казахская вышивка

В народе говорят: «Вышивку рисует душа, вышивает рука, а критикуют  глаза». И поэтому искусство вышивки является истинно народным ремеслом, который изобилует многообразием методов и выбора.
Искусство вышивки зародилось и получило свое развитие в VІ-V веках до нашей эры. Образцы древнейших вышивок можно увидеть в изделиях (настенный орнамент, настенный ковер, различные одежды, воинское обмундирование, чекмень, камзол, легкая накидка), обнаруженных в Пазырыкской и Ноинуланской курганах (V век до нашей эры).

Другими словами, многовековой путь развития искусства вышивки  подтверждают изделия, найденные во время археологических раскопок.  Археолог, историк  и искусствовед Михаил Грязнов в 1929 году руководил археологической экспедицией по раскопкам второго Пазырыкского кургана Горно-Алтайского края.  В сюжетной композиции на ковриках, найденных во время раскопок, были вышиты узоры, похожие на растительность. Если в  рукодельных произведениях древности в средние века изображались вышивкой живые существа и определенные сюжетные картины, то после принятия ислама образ живых существ превратился в схематическую форму  орнаментных вышивок. Такое положение прослеживается и в вышитых коврах.  К примеру, на настенном ковре, найденном  во втором Пазырыкском кургане, была вышита сюжетная линия, показывающая воина-всадника,  пожаловавшего к хану. В сюжете четко изображены облик сакского воина –всадника, его одеяние, вышитый чапан хана, восседающего на троне. Данное изделие дает представление о жизни, культуре и искусстве племен, населявших Горно-Алтайский  край. В музейных фондах в настоящее время можно увидеть факты, подтверждающее использование вышивки в  настенных коврах  из шелка, обработанных золотыми и серебряными нитями. Вышитые изделия обязательно входили в состав убранства каждого дома и обязательно включались в приданое.

На территории Казахстана традиция вышивания берет свое начало в  ХІІІ веке. Из музейных  экспонатов можно заключить, что казахское искусство вышивания было особенно распространено в  ХІХ веке.
В основном при вышивке использовались шерстяная, хлопковая, шелковая, серебряная и золотая пряжа. Кроме того использовались жемчуг, кораллы, перламутр, блестящие украшения. Все это закупалось на ярмарках Центральной Азии, Восточного Туркестана, России, а также у кочевых купцов.
Из всех видов прикладного искусства умение вышивания является единственно доступным и простым видом передачи художественного замысла казахской женщины. Индивидуальность творчества, достаточно  простой метод исполнения не может ограничивать предела фантазии.
Известны такие виды вышивки, как вышивка иглой и крючком, накладка блестящей ткани, тамбурная вышивка, албыр вышивка, игла кенебе и т. д. У вышивки крючком  два вида: плотная и неплотная  (редкая).  Вышивка крючком осуществляется путем прокалывания ткани крючком, закрепленной на прямоугольных или круглых деревянных пяльцах, делая петли вышивки по орнаменту, нарисованному на ткани.   Сплошная или плотная вышивка – это способ вышивки, когда на ткани для вышивки не остается свободного пространства либо оставляется мало свободного пространства. При неплотной вышивке на ткани делаются отдельные рисунки, украшая только некоторые ее участки. Сплошная вышивка делается на настенных коврах, на чехлах для сундука, бархатных  чапанах, платках и полотенцах, накидках  подушках, тканых орнаментах попонах, саукеле (головной убор невесты конусного вида) и т. д.  А неплотной  вышивкой украшали тюбетейки, низ штанов, борта одежды, воротники, подолы, а также широкие голенища сапог.
Украшенные золотыми и серебряными нитями вышивки для зажиточных граждан привлекают своей красотой. Этот способ использовался для украшения праздничной одежды, покрывал и одеял для кровати, настенных ковров-туски из  ХІХ века. Дорогие  и прекрасные изделия, помимо красоты, по поверью тех времен, также привлекают достаток в дом.

Народная пословица «Серебро – к чистоте, золото – к богатству»  родилась от веры в то, что лучи серебра очищают дом от зла и всего плохого, а золотые лучи   зовут в дом достаток, богатство и единство. Золотая и серебряная вышивка присущи для изделий, предназначенных для торжеств. Для таких целей в основном используют дорогие материалы, такие как бархат, плюш, атлас и шелк. Для такой вышивки используют специальные золотые и серебряные нити. Иногда используют кромочные вышивки (жиек саулар (зер)) золотого и серебряного цвета. Чтобы без отходов использовать ценные вещи, надо четко рассчитать орнамент, пряжу и нити для вышивки.  Такая вышивка намного сложнее других ее видов. При золотой вышивке часто пользуются способом узорчатого и безузорчатого заполнения. Золоченая вышивка иногда чередуется с кораллами.  К примеру, лифы и борта  камзолов  для девушек  вышиваются таким образом.
Ремесленники добиваются единообразия изделий художественной вышивки сочетанием цветов, идентичностью схем, а также общей пластичной направленностью узоров, а это можно увидеть в женских белдемше (женский казахский свадебный наряд, надеваемый поверх платья). В каждом регионе свои особенности украшения женских головных уборов – саукеле, тюбетеек,  кимешек (старинный женский головной убор)  и др. Каждый регион отличается своим способом привлекательности изделий.
Национальная одежда казахского народа (чапан, раздвоенный колпак, тулупы, брюки, кимешек, сәукеле и т. д), украшенная зооморфными и растительными узорами, композиционно отличаются между собой. К примеру, в мужском чапане круговыми узорами украшаются только спинная часть, а остальные части только окаймляются, а в некоторых чапанах вышиваются отдельные круговые узоры везде. Также узоры используются для отличительных знаков. Если на чапане мужчины, собравшегося в долгий путь  вышивается узор парнолистника  и летающей птицы, то на чапане для молодого джигита  – свободная птица, очертания крыльев птицы,  означающих свободу  и  отсутствие  преград  перед  ними. В основном верхнюю одежду вышивают крючком, а головные уборы  украшают накладной вышивкой.

Саукеле – самая сложная   и самая  ярко украшенная одежда из всех видов женского головного убора. Саукеле надевали невесты на выданье и подруги невесты, которые вместе с ней напевали сыңсу. Невеста приезжала в сторону жениха с надетым саукеле. Она была в нем до тех пор, пока не завершится свадебное торжество, а после торжества, повесив его, надевала вместо него уже новый головной убор замужней женщины –  «бергекті желек».

 Один из самых распорастраненных видов головного убора – тюбетейки. Его носят в основном в теплое время года, но старики могут его носить дома постоянно. А в холодное время года поверх тюбетеек одевают головные уборы из шкур. Тюбетейки делаются из одноцветных бархатных и плюшевых тканей, вышитых золотыми и серебряными нитями.
В тюбетейках для мужчин не бывает серебряных, коралловых, перламутровых  украшений. Однако они украшаются такими узорами, как  «мүйіз» (рога), «ат ерін» (лошадиная губа), «шырмауық» (вьюнок), стегаются такими красивыми швами как «таңдай» (нёбо), «ирек» (извилистый), «қабырға» (стена). Иногда наверху тюбетейки устанавливают из той же ткани бугорок. Юноши украшают их добавляя бахрому, пучок перьев филина.
Казахская вышивка, где ярко заметны многообразие художественного решения, индивидуальность и богатство воображения мастериц-вышивальщиц, также четко отличается  присущими только к конкретным племенам,  родам и региону особенностями.

Ә. Исаева, 
кандидат исторических наук
А. Жұмағалиева,
заместитель по воспитательной работе Шубаркудукской гимназии Актюбинской области

Перевод  Жанбота Толеген




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *