Потребность в художественных советах

125

В газете «Ана тілі» за 29 марта 2018 года была опубликована статья Дәуіржана Төлебаева под названием «Көркемдік кеңес елегі көңілге қарамас». Представляем вам перевод данной статьи.

В связи с программной статьей Главы государства «Взгляд в будущее: модернизация человеческого сознания» в нашей стране уделяется особое внимание нашим национальным ценностям. Известно, что самой особенной национальной ценностью является сфера искусства. Мы, народ, который воспринимает искусство за основу. Искусство – это способ воспитания нации. Искусство напрямую влияет на наши чувства, сердце, сознание и определяет наш национальный код. Если мы не будет должным образом относиться к развитию искусства, то мы можем упустить из рук воспитание молодого поколения. Так как искусство необходимо не для искусства, а для нации, для школы национального воспитания.

   Тема статьи –  проблемы художественных советов. Нам следует взять в руки модернизацию художественных советов. На то есть несколько весомых причин. Художественность – это слово само за себя говорит, в какой бы то ни было сфере, будь то искусство, песня или кюй, кинофильм, произведения художника или писателя, если уровень художественности в нем будет низким, то он не принесет никакой пользы ни слушателю, ни зрителю, ни читателю. Наоборот, она испортит эстетический вкус зрителя, и будет пропагандировать чуждые человеку ценности. Далее пропадет и чувство вкуса. Сознание будет затравлено. Изменится мировоззрение. Исправить же такие «духовные ценности» далеко непросто.

В особенности под влияние попадает молодежь, которая быстро впитывает все новое, считая это настоящим, подлинным искусством. Им трудно различить грань между хорошим и плохим. Было бы замечательно, если каждое произведение, которое предоставляется на  суд публики, каждая новая передача и культурный вечер, будет состоять не просто из какого-то шоу, а будет нести в себе смысл, свойственный нашей национальной природе.

Кто же приводит в порядок дела такого рода? К большому сожалению, на сегодняшний день существует очень много певцов, полностью противоположных сценической культуре, недисциплинированных эстрадных песен, а также звезд искусства, которые считают себя представителями шоу-бизнеса. Дошло до того, что мы уже сбились со счета.

Национальный канал «Казахстан» сейчас в честь своего юбилея представляет зрителю видеозаписи старых передач. Какие прекрасные передачи были в то время! Слова с глубоким смыслом, разумные мнения. Приятно слушать такие речи. Даже песни, которые исполняются со сцены… Какое же трепетное отношение у этих певцов к искусству! Их поведение, одежда, как они себя держат – все это настолько культурно. Это все показывает, каким высоким был у них вкус, и видно то, каким плодотворным был труд работников художественных советов искусства.

К сожалению, в настоящее время уровень и качество искусства определяются рейтингами. Самое главное, чтобы этот рейтинг не падал. Само слово «рейтинг» пришло к нам из-за границы, единственное, что о нем известно, это то, что оно берет свое начало от слова «rating». Говоря точнее, это показатель, показывающий важность того или иного объекта или действия. Есть еще  такое понятие как «Топ N». То есть все то, что вы считаете лучшим, входит в этот «Топ N». Певец либо композитор, который гонится за рейтингом, делает все, чтобы попасть на его верхний уровень. Но могут ли они тем самым заполнить наш багаж искусства? Вот в чем вопрос.

Честно говоря, сегодня, отношение к национальным мелодиям совсем не такое, каким оно было ранее. Такие песни приравниваются к ретро песням прошлого века. Это песни Шамши Калдаякова, Абилахата Еспаева, Асета Бейсеуова, Нургисы Тлендиева и других композиторов. Но обратите внимание, какие они замечательные! А как глубок смысл слов этих песен, об этом нужно говорить отдельно. Как красиво сочетались мелодия и слова, западали в душу, заучивались на ходу. На данный момент, место песен этих знаменитых личностей в искусстве потеряно. Сейчас каждый второй человек пишет песни. Есть даже такие композиторы, у которых 200-300 песен в своей копилке. Просто удивительно. Песни стали истоком бизнеса. Сейчас песни пишутся ради денег.

Когда начинаешь размышлять об этом, то осознаешь, что нашему национальному искусству идеология нужна как воздух. Каким должно быть наше направление, чему мы должны учиться, а чего должны гнушаться? Что нас ведет? Что нам нужно сделать, чтобы модернизировать наше искусство на национальной основе? Пришло время выяснить, каковы ответы на эти актуальные в настоящей жизни вопросы. Говоря открыто, мы теряем глубину нашего искусства.

Недавно мы были шокированы концертом, который показывали по телевидению. На сцене пела певица в платье выше колен. В зале сидели пожилые бабушки и дедушки. Стыдно смотреть. Где осталось такое понятие, как святая сцена? Куда делось уважение к зрителю? Правда в том, что если не будет той преграды, которая определит где святое, а где плохое, то мы потеряем все ценности, которые формировались веками.

Художественный совет внедрили не во все сферы и направления искусства. Так как это касается не только песен. Это касается  и нарядов певцов, и их поведения. Некоторые певцы, вместо того чтобы петь на сцене, начинают вести беседы. Некоторые же, стараются  рекламировать себя через телевидение. Для них важно остаться замеченным  зрителем.

Существует группа «Ninety one», которая попала под критику с разных сторон. Если посмотреть на представителей этой группы, то будет казаться, что они подражают корейским певцам. Окрашенные волосы, накрашенные глаза…одним словом, все это чуждо нашей национальной натуре. И что интересно, число подражателей этой группы только растет.

Если обратить внимание на название этих групп, то там даже и не пахнет совокупностью казахских традиций и обычаев. Все названия иностранные: «Ayba», «Kaia», «Mezzo», «Molto Loud», «AsSun», «Moonlight», «V.I.A. Negry», «Alem Band», «Vox Acapella», «Newton», «Ninety One» и др. Такие группы сейчас пропагандируются на телевидении. Если послушать их песни, то сначала трудно разобрать, на каком языке они поют, так как строчки песен то растянуты, то совсем непонятны. Но они считают это преимуществом.

В одном из своих интервью знаменитый казахский эстрадный певец Мейрамбек Беспаев сказал: «Народ перестал понимать, кто осел, а кто скакун. Мы перестали думать о том, какими стали песни, которые переходят из одного века в другой. Начиная с композиторов и заканчивая простым народом. Нам хватает того, что эти песни звучат на праздниках и вечеринках. Когда это закончится и придет ли это в норму, одному господу известно. Я могу слушать песни в иностранном стиле. Но не такой ужас». Нам в обязательном порядке нужен художественный совет. Надо ужесточить требования,  отгородить от эфира и сцен некачественные продукты. Другого выхода нет. Если не сделать этого, то мы оттолкнем авторитет песен и искусства.

В прошлом году на правительственном часе в Мажилисе Парламента РК, прошедшем на тему «Государственная политика в сфере культуры с точки зрения претворения в жизнь программы «Модернизации общественного сознания» были охвачены проблемы художественных советов. Министр культуры и спорта Арыстанбек Мұхамедиұлы затронул тему о важности развития в сфере культуры и искусства художественных советов.

Мы видим певцов, которые совсем не соответствуют этике сцены, культуре сцены. Много и таких певцов, которые выходят на концерт в футболке и джинсах. Понижается уровень ответственности перед сценой, уважение к народу. Вот почему мы нуждаемся в художественных советах. Искусство и сцену следует очистить от бездарности и безграмотности.

Дәуіржан ТӨЛЕБАЕВ




ПІКІР ҚАЛДЫРУ

Сіздің электронды пошта жарияланбайды. Қатарды міндетті түрде толтырыңыз *