Прекрасные кюи Шамиля

183

В газете «Ана тілі» за 19 апреля 2018 года Дәуіржан Төлебаев опубликовал статью под названием «Күйі көркем Шәміл». Представляем вашему вниманию перевод данной статьи.

Испокон веков кюи казахского народа отличаются своей богатой природой, лирическим звучанием, воинственным духом, воспитанием, переходящим из поколения в поколение, волшебной невероятной мелодией, которая охватывает душу и сознание человека. Формирование и развитие школ по обучению исполнения кюев на нашей земле напрямую связано с теми личностями, которые смогли показать высокий уровень мастерства. Творческие традиции таких великих композиторов как Курмангазы, Даулеткерей, Абыл, Мамен, Казангап, Дина, Таттимбет, Сугир и многих других, на сегодняшний день уже стали частными школами с широким размахом. Наравне с этими композиторами мы не можем не упомянуть о таком талантливом исполнителе кюев, как Баламайсан. В памяти народа сохранился его известный кюй под одноименным названием «Баламайсан».

 Существует как бы неписаный закон учить потомков тому, чему ты сам научился в свои годы в известной школе искусств. На сегодняшний день мы можем сказать, что таким же успешным исполнителем кюев, как Баламайсан, может быть только Шамиль Абилтай.

С самого раннего возраста его имя уже было известно любителям искусства. Потому что он вырос под волшебное звучание домбры. Шамиль родился через 43 года после смерти Баламайсана и выделялся своей зоркостью ума, сообразительностью и превосходной памятью. Его родные дед Абилтай и отец Бисенгали были известными домбристами в своей округе. Его отец Бисенгали строго придерживался семейной традиции исполнения кюев, и, изготовив маленькую домбру для сына Шамиля, с раннего детства обучал его искусству предков.

Вот что вспоминал из своего детства Шамиль: «У моего отца были друзья, исполнители кюев, такие как Кошали, Серкебай, Камеш. Когда они приходили к нам в гости, то по очереди исполняли кюи. Они ведь вживую видели Баламайсана! Иногда в своих беседах они упоминали и деда Абилтая: «Если исполняешь кюи, то исполняй как Абилтай!», – говорили они с восхищением. Сам лично я не видел своего деда. Я слышал от отца и его друзей, что дед был замечательным домбристом. С детства все эти наставления я наматывал себе на ус. Когда я слышал какой-либо кюй, сразу же учил его наизусть и мог повторить его в своем исполнении»,– говорил Шамиль.

Первые шаги Шамиля Абилтая в искусстве исполнения кюев начались именно так. Со временем он стал способным и талантливым исполнителем.  В 1962 годе, в городе Гурьев (сейчас г. Атырау) он участвовал в конкурсе по художественному искусству и исполнил кюй Дины Нурпеисовой «Бұлбұл» (Соловей), где выиграл главный приз. Одним из членов жюри конкурса был известный композитор Сеилхан Кусайынов. После конкурса он принял Шамиля без экзаменов в музыкальное училище г. Атырау.

Далее Шамиль поехал в город Алматы и поступил в консерваторию, уже будучи готовым исполнителем кюев. После исполнения кюя Курмангазы «Жігер» на отчетном концерте по окончании первого курса, Шамиль получил признание величайшего известного композитора Куддуса Кужамьярова, который сказал Шамилю: «Вы, молодой человек – феномен в музыке». Такой почет дал Шамилю еще больше вдохновения. Эти слова композитора он вспоминал всю жизнь с трепетом в душе. В одном из своих интервью Шамиль сказал: «Те слова Куддуса Кужамьярова стали для меня как благословение. Через некоторое время я сочинил кюй под названием «Кудыс», который посвятил Куддусу Кужамьярову. Мне хотелось выразить свое уважение на языке музыки через кюй».

Во время обучения в консерватории Шамилю посчастливилось обучаться у Кали Жантлеуова и Кубыша Мухитова. Свое внимание обратили на Шамиля такие известные композиторы и исполнители кюев, как Рустембек Омаров и Нургиса Тлендиев.

Какимбек Салыков сподвиг Шамиля написать песню под его стихотворение «Күй ата», посвященное Курмангазы. Мукагали Макатаев тоже не оставил Шамиля без внимания, он был поражен талантом юного домбриста.

Действительно, имя Шамиля Абилтая в искусстве казахских кюев имеет особое место. Именно про него можно сказать: «Один человек, словно один театр». Прекрасный рассказчик, замечательный исполнитель кюев и превосходный певец.

Нельзя сказать, что жизнь дяди Шамиля в искусстве шла как по маслу. Было немало зависти и вероломства, но все это осталось позади. Самое главное, что Шамиля Шамилем сделал его кропотливый труд, находчивость, преданность искусству, искренность в песнях и кюях. Такие произведения Шамиля, как кюи «Жібек жолы», «Бекет Ата», «Қазақстан – Нұрсұлтан», «Құдыс», песни «Аңсау», «Күй ата», «Құрманғазы мекені», «Қара өлең», «Төрт қақпалы Түркістан», и другие его произведения сегодня стали духовным капиталом нашего народа.

  Одним словом, хочется сказать, что творчество Шамиля Абилтая настолько же содержательно и глубоко, насколько богато и красиво.

Дәуіржан  Төлебаев

 




ПІКІР ҚАЛДЫРУ

Сіздің электронды пошта жарияланбайды. Қатарды міндетті түрде толтырыңыз *