Обзор статей, вышедших в №28 за 12-18 июля 2018 года

330

Номер открывает материал члена-корреспондента Национальной академии наук Республики Казахстан, доктора филологических наук, профессора Ш.Курманбайулы «Ұлт тілінің ұясы – отбасы» («Семья – гнездо национального языка»), в котором красной нитью проходит мысль о необходимости постоянного употребления в ежедневном речевом обиходе каждой казахской семьи родного языка не на бытовом, а на литературном уровне. Каждая казахская семья является своего рода малой родиной национального языка. Приводятся слова профессора Гарвардского университета, широко известного учёного-психолингвиста Стивена Пинкера о том, что «жизнь языка обеспечивается детьми, освоившими его». Семьи, где детей воспитывают на другом языке, не давая возможности овладеть родным языком в достаточной мере, тем самым способствуют тому, чтобы в стране доминировал другой язык.

Там же на 1-ой стр. с продолжением на 3-ей стр. под рубрикой «Ашық пікір алаңы» («Площадка открытых мнений») опубликована проблемно-аналитическая статья старшего преподавателя, кандидата географических наук О.Айдарова «Қазақстан географиясы – Тәуелсіздіктің символы емес пе?» («Разве география Казахстана не символ Независимости?»). В ней поднимается проблема исключения из учебной программы физической и экономической географии. Автор вполне справедливо задаётся вопросом, кто же составлял новую учебную программу и обсуждалась ли она специалистами? Получается, что программная статья Елбасы «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» попросту игнорируется. Ведь в ней говорится о духовных ценностях казахского народа и национальном составе нашей страны, об историческом наследии Казахстана. Сутью модернизации общественного сознания является воспитание граждан республики в духе патриотизма, любви к своей родине. А для этого, во-первых, нужно, чтобы они знали географическое положение страны, города, горы, реки, озёра, расположенные на его территории. Поэтому география Казахстана наряду с историей страны должна преподаваться в качестве отдельной дисциплины не только в школах, но и в колледжах и вузах республики. В любой развитой и передовой стране мира в целях воспитания у учащихся патриотизма, любви к своей родине преподаётся география. К примеру, в Японии дети до окончания школы успевают несколько раз посетить отдельные уголки природы этой страны, её исторические достопримечательности, промышленные предприятия. Вот откуда берёт свои истоки патриотизм. Потому что именно география по сравнению с другими предметами даёт учащимся больше всего сведений о своей стране. Если физическая география Казахстана знакомит их с природными условиями, климатом, горами, реками, озёрами, то экономическая география Казахстана даёт сведения о промышленных центрах страны, её населении и национальном составе, крупных городах и трудовых ресурсах. А все эти данные имеют огромное значение в деле формирования национального патриотизма. Ко всему прочему, географические знания дополняют содержание других учебных дисциплин и предметов, таких как история, биология, геология, экономика.

Далее автор приводит весьма интересные факты о Модэ – основателе империи Хунну, изложенные ещё до нашей эры китайским летописцем Сыма Цянем, прозванным «отцом китайской историографии». Они являются свидетельством того, насколько важна территориальная целостность государства и знание его географии. Так, восточные кочевники дунху потребовали от Модэ в качестве дани лучшего скакуна. Он отдал его. Потом дунху потребовали от него отдать его жену. Модэ отдал и её, посчитав, что существование государства стоит дороже, чем она. Отказавшимся отдавать её врагам Модэ отрубил головы. Наконец, дунху потребовали приграничные пустынные земли, которые некоторые хунну предлагали отдать без сопротивления, так как там всё равно никто не живёт. Однако Модэ заявил, что земля — это основание государства и её нельзя отдавать. Он снова казнил несогласных, пошёл в поход на дунху и разбил их. Вот, в чём состоит значение слова «патриот», состоящего из семи букв.

В заключение автор пишет о том, что география, как предмет, имеет важнейшее значение и надо сделать всё для того, чтобы ученик, находясь в стенах школы, получил по этой дисциплине исчерпывающие и всесторонние знания. Представители подрастающего поколения, знающие географию своей страны, в будущем станут истинными её патриотами.

На 2-ой стр. опубликован репортаж руководителя отдела по связям со СМИ и общественностью Казахского государственного женского педагогического университета Ж.Асана о вручении дипломов выпускникам этого вуза. В этом году его закончили 1538 студентов (из них 1020 учились на дневном отделении, а 518 на заочном) и 168 магистров. 276 выпускникам вручены красные дипломы. Путёвку в жизнь получили студенты факультетов естествознания, социально-гуманитарного, искусства и культуры, педагогики и психологии, физико-математического, казахской филологии и мировых языков. Официальную часть торжественного события открыла ректор университета Гаухар Алдамбергенова. В своём выступлении она отметила, что вуз имеет 75-летнюю историю и на долю его выпускников выпала ответственная и почётная миссия нести знания в школы республики. От имени выпускниц вуза со словами благодарности в адрес профессорско-преподавательского состава выступила Айдана Тынышкали.

К слову, надо отметить, что Казахский государственный женский педагогический университет является единственным вузом, в котором получают высшее образование только девушки. Подобного вуза нет во всей Средней Азии, а в мире такие учебные заведения можно пересчитать по пальцам. На сегодня здесь обучается около 7 тысяч студентов, магистрантов и докторантов. Преподавание ведут 55 докторов наук, свыше 230 кандидатов наук и около 90 докторов PhDи магистров наук.

На этой же 2-ой стр. под рубрикой «Өнер» («Искусство») опубликована информация о прошедшем в Алматинском музыкальном колледже имени П.Чайковского концерте лауреатов международных конкурсов из числа студентов, посвящённом программе Елбасы «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» и 20-летию Астаны.

Здесь же сообщается о том, что авиакомпания «Эйр Астана» поздравила жителей Астаны с 20-летним юбилеем города. За 16 лет своей работы этот крупный авиаперевозчик внёс огромный вклад в дальнейшее развитие столицы Казахстана, соединив мегаполис со столицами и крупными городами ближнего и дальнего зарубежья. Президент авиакомпании «Эйр Астана» Питер Фостер рассказал об истории развития столичного авиаперевозчика, его достижениях, о новых авиамаршрутах, проложенных в этом году в города Тюмень и Казань.

На 3-ей стр. опубликована информация о презентации в Англии на телеканале “BBCWorldNews” полнометражного документального фильма «Легенда о Золотом человеке: тайны Великой степи». Теперь он будет показан в Европе, в Азиатско-Тихоокеанском регионе, США и других странах мира.

Из анонсированных редакцией газеты материалов особого внимания заслуживает круглый стол с участием известных учёных из числа профессорско-преподавательского состава Казахского Национального педагогического университета имени Абая, который отмечает в этом году свой 90-летний юбилей. Он опубликован на центральном развороте (стр. 6 и 7) под рубрикой «Білім көкжиегі» («Горизонты образования»). В беседе участвовали ректор университета, доктор педагогических наук Тахир Балыкбаев, проректор этого вуза по учебно-методической работе, доктор исторических наук, профессор, член корреспондент НАН РК Габит Кенжебаев, директор департамента по науке, доктор физико-математических наук, профессор Саябек Сахиев, директор департамента по академическим вопросам Хайрулла Жанбеков, заведующей кафедрой «История Казахстана», доктор исторических наук, профессор, академик НАН РК Мамбет Койгельды, директор института филологии и полиязычного образования, доктор филологических наук, профессор Балтабай Абдигазиев. Хотя круг рассматриваемых вопросов был довольно большим, этот обширный материал был подготовлен и опубликован журналистами Д.Толебаевым и А.Саркыт в сокращённом варианте.

Ректор КазНПУ имени Абая Тахир Балыкбаев вкратце остановился на истории этого первого высшего учебного заведения Казахстана, основанного в 1928 году. Тогда он носил название «Казахский государственный университет». После того, как в последующие годы были открыты другие вузы, такие как зооветеринарный, сельскохозяйственный и медицинский институты, он стал называться Казахским государственным педагогическим институтом. В тот период в нём преподавали Санжар Асфендияров, Ураз Джандосов, Халел Досмухамедов, Байбен Алманов, Ильяс Кабылов, Ахмет Байтурсынов, Сакен Сейфуллин, Темирбек Жургенов, Алимхан Ермеков и много других ярких представителей казахской интеллигенции. Первым ректором КазПИ был профессорС.Д.Асфендияров.

Второй период в истории вуза охватывает 40-е годы прошлого века вплоть до конца 80-х годов. Со временем, когда в республике значительно увеличилось число средних общеобразовательных школ и возникла острая необходимость в подготовке всё большего числа педагогических кадров, то стали открываться педагогические институты и в областных центрах. В этот период ректорами КазПИ имени Абая являлись Жунисбек Жумабеков, Малик Габдуллин, Аскар Закарин, Сергали Толыбеков. Наши математики, физики, историки, филологи внесли большой вклад не только в дело становления педагогической науки, но и в целом в развитие всей науки Казахстана.

Третий период истории вуза начинается с обретением нашей страной Независимости. С тех пор произошло много качественных изменений в структуре КазНПУ. В 2014 году по предложению Елбасы открыт Институт «Сорбонна-Казахстан». В нём готовят специалистов по международным отношениям, менеджменту и международному праву. Там работают преподаватели из Сорбонны. При успешном окончании студенты получают казахстанский диплом государственного образца КазНПУ им. Абая и сертификат Университета Сорбонна.

Ректор коротко остановился проекте «Сто учебников», целью которого является перевод на казахский язык ста лучших учебников мира.  Помимо перевода важнейшей целью является их внедрениев учебную программу вузов.

На вопросы журналистов ответили и другие участники «круглого стола».

На 8-ой стр. интерес читателей несомненно вызовет статья научного сотрудника Отрарского государственного археологического музея-заповедника Е.Абдуахитова «Әл-Фараби ілімі немесе оның Батысқа ықпалы» («Идеи аль-Фараби или же их влияние на Запад»). В нём подробно рассказывается о том, какое влияние в средние века оказала исламская философия на развитие и формирование западной философии. И здесь стоит отметить трактаты и труды великого аль-Фараби.

Подготовил Роман ТОКБЕРГЕНОВ




ПІКІР ҚАЛДЫРУ

Сіздің электронды пошта жарияланбайды. Қатарды міндетті түрде толтырыңыз *