ОБЗОР СТАТЕЙ, ВЫШЕДШИХ В №40 ЗА 27 СЕНТЯБРЯ – 3 ОКТЯБРЯ 2018 ГОДА

603

Номер газеты «ANATILI» с окончанием на стр. 2-ой открывает материал журналиста Жангабыла Кабакбаева «Ана – өмір бастауы» («Мать, дающая начало жизни») об открытии комплекса «Анаға тағзым» («Поклонение матери»), в городе Актобе , который станет центром духовно-нравственного воспитания молодежи. Возведён он в микрорайоне «Батыс-2», в котором за последние три года вырос целый архитектурный ансамбль зданий, таких как «Шығармашылық академиясы» («Академия творчества»), «Жұбановтар әлемі» («Мир Жубановых»), «Жекпе-жек сарайы» («Дворец единоборств») и «Облыстық медициналық жедел жәрдем қызметі» («Областная служба скорой помощи»). Надо признать, что своевременное и качественное возведение этих объектов стало возможным во многом благодаря организаторскому таланту, инициативности и энергичности акима области Бердибека Сапарбаева. Особенность строительства перечисленных зданий в том, что они были построены в основном за счёт средств спонсоров и жителей области. Общая стоимость проекта составила 350 миллионов тенге. Деятельность центра будет направлена на усиление роли женщин в семье, воспитание будущих матерей с учётом традиций и обычаев казахского народа.В торжественной церемонии приняли участие народная артистка СССР Б.Тулегенова, единственная казахстанка, попавшая в книгу «Выдающиеся женщины планеты», Герой Социалистического Труда В.Сидорова, единственная казахская женщина генерал, Уполномоченный по правам ребёнка РК С.Айтбаева, академик НАН РК Р.Кузденбаева, этнограф З.Ахметова, известная поэтесса и журналист , лауреат Государственной премии РК М.Айтхожина, Заслуженный деятель РК, Президент-Главный редактор журнала «Қазақстан әйелдері» («Женщины Казахстана») А.Жаганова. Все они участницы Слёта матерей «Анаға тағзым» проходившего там же в рамках реализации Программы «Рухани жангыру» в целях повышения социальной роли и статуса женщин в обществе, привлечения внимания государственных органов и общества к проблемам современной семьи, материнства и детства, развития демографической политики. По словам автора статьи, подобного рода комплексы действует в Пекине и в одном из городов России.

Хотя слово «дайджест» означает краткое содержание других публикаций и является, согласно определениям, информационным продуктом, который содержит краткие аннотации и основные положения статей или в которых сжато передаётся содержание самых интересных публикаций, но рассматриваемый ниже материал заслуживает того, чтобы остановиться на нём более подробно.

Это беседа «Бала күнімнен намыс алауын жағып келемін» («С детских пор я поддерживаю огонь чести») под рубрикой «Ана тілінің» сұхбаты» («Беседа «Ана тілі»), опубликованнаяна 3-ей стр.В ней читатель знакомится с удивительной и достойной восхищения судьбой мецената, занимающегося благотворительностью и уделяющего внимание развитию бокса, президента фондов «Мухаммед Хайдар Дулати», «Демеужан» и «Центральный клуб стоматологов Казахстана» Муслима Даирбекова. Он является потомком великого Толе би в седьмом колене. Благодаря крепкой дружбе со знаменитым московским генералом Чембровским – соавтором знаменитой реактивной установки «Катюша», который в течение нескольких лет возглавлял Комитет космонавтики ДОСААФ СССР, неоднократно общался с космонавтами. Ему посчастливилось быть знакомым лично с видными государственными и общественными деятелями нашей страны. На вопрос журналистки Асель Саркыт: «Многие вас знают, как человека дружившего и общавшегося с Динмухаммедом Кунаевым и Асанбаем Аскаровым. Хотелось бы нашу с вами беседу начать с вашего знакомства с этими яркими и неповторимыми личностями … Наверное, вы можете вспомнить о них то, что неизвестно нынешнему поколению?», Даирбеков ответил:

– Мне не довелось познакомиться с Динмухаммедом Ахметовичем Кунаевым в то время, когда он находился на государственной службе. А вот то, что начал с ним тесно общаться,  когда он вышел на пенсию, это правда. Хорошо знал его младшего брата Аскара. Тогда и возникли в народе досужие домыслы обо мне, что якобы я отлил бюст Димеке из чистого золота. Но всё это неправда. Динмухаммед Ахметович во времена СССР стал первым из представителей тюркских народовчленомПолитбюро ЦК КПСС. Он занял в нашей истории особое место своей чистотой, человечностью, запомнился, как достойный гражданин и прозорливый политик. Никогда не гнался за богатством и роскошью. Прожил свою жизнь честно и чисто. Многие, родившись на свет, сами того не замечают, как становятся алчнымии обманутыми блеском мишуры. Димеке таким не был и не стал. Поэтому имя его в сердце народном записанозолотыми буквами.

А вот с Асанбаем Аскаровичем мы общались ещё теснее и ближе. Зять его работал под моим началом. Однажды он  пригласил меня к себе в гости. Там оказался и Асанбай Аскарович. Познакомились, разговорились. Нас связали беседы на исторические темы. Он оказался человеком деятельным, энергичным, хватким. Вот что, вспоминал старший родственник одного из моих друзей, который руководил одним из секторов ЦК КПСС: «Как-то, когда я находился на отдыхе в отпуске, ко мне позвонил начальник отдела. «Завтра к нам придёт очень интересный человек. Приходи послушать его. То, что он скажет, пойдёт нам всем на пользу». Я пришёл. Это оказался Асанбай Аскаров. Хотя он выступал с речью более двух часов подряд, но ни разу незаглянул в свои бумажки. А какая у него была манера говорить. Как у Левитана. А какой эрудицией он блистал! Мы с открытым ртом слушали каждое его слово. Поражаясь широте его знаний, манере держаться с достоинством, мы смогли воочию убедиться, какие удивительные, безупречные люди встречаются среди казахов».

Асанбай Аскаров был человеком суровым, жёстким. Многие робели из-за это перед ним, даже побаивались. Он умел подчинить всех до единого твёрдой дисциплине. Как говорится, кто подчиняется дисциплине, тот рабом не станет. Благодаря его усилиям в те годы расцвели те области, которыми он руководилв те времена. Это – Шымкентская, Жамбылская и Алматинская области.

В довольно-таки обширной беседе Даирбеков остановился на проблемах трайбализма, деления на жузы и роды, которые пагубно отражаются на единстве нации. А лучшие сыны народа являются достоянием и гордостью всех казахов, а не исключительно их родственников.

Беседа с меценатом была открытой, искренней и честной. В этой своего рода исповеди накануне своего 80-летнего юбилея, он поведал и о том, как подвергся гонением и травле со стороны властей и был осуждён: «Когда в 1983 году меня назначили главным врачом, тогда и появились слухи о том, что, мол, в моём доме нашли мешок с золотом, что я заказал отлить из чистого золота бюст Кунаева, а когда тот прилетел в Москву, то я распорядился постелить перед ним на трап ковровую дорожку. Где-то с два десятка такого рода слухов гуляло обо мне среди народа. Но всё это оказалось ложью и наветами. У меня перед обществом того времени была единственная вина. Это стремление к свободному предпринимательству и желание жить в достатке в ту эпоху, когда царила уравниловка и всех до единого сделали зависимыми от фиксированных зарплат. Это и не понравилось тогдашнему главе КГБ республики З.Камалиденову. Заняться следствием по моему делу поручили 16 следователям, семеро из которых прибыли специально из Москвы. Были среди них те, кто открыто требовал от меня: «Выступи против Кунаева, его помощника Дюйсетая, Аскарова, тогда мы тебя отпустим на свободу». Я не поддался на провокации и не согласился. Об этом позже в одном из своих воспоминаний Димаш Ахметович написал: «Когда против некоторых граждан стали возбуждать уголовные дела, то не выдержав давления и желая облегчить своё положение, многие стали предавать друг друга. Я знаю лишь одного человека, который никого не подставлял, а в полной мере понёс всю тяжесть наказания. Это – Муслим. Когда Председатель КГБ республики в своём выступлении сказал: «Даирбеков – опасный преступник, он всех предал», то я вначале было поверил этому. Но позже, по окончании следствия, ознакомившись с его делом, убедился, что Муслим никого не предавал». Потом, когда я встретился с Кунаевым, то он сказал мне: «Муслим, дорогой, хотя мы с тобой прежде не общались, но хорошо знаю тебя со стороны. Ты оказался честным джигитом, никого не предал». На самом деле вся моя вина состояла в том, что я ни на кого не клеветал. За это меня приговорили к 12 годам лишения свободы. Шесть с половиной из них я провёл в тюрьме. За это время мне, наверное, пришлось побывать во всех известных тюрьмах Советского Союза. В печально знаменитой Лефортово, «Матросской тишине», «Бутырке», в Потьме в Мордовии, Явасе, Леплее, Самаре, Кусмуруне …Можно перечислять и дальше. Меня всегда сажали в камеру к головорезам, видимо, хотели, чтобы я не вышел живым из застенков. Тогда мне очень помогла юношеская привязанность к спорту. Никто не смог совладать со мной. Наоборот, я смог справиться с самыми сильными своими противниками. Работал в тюремном медпункте. Оказывал помощь подравшимся заключённым, которые поступали со сломанной челюстью и выбитыми зубами. Всегда поддерживал слабых. Во время декабрьских событий 1986 года я сидел в костанайской тюрьме «Кусмурын».Боясь, что я могу поднять бунт среди заключённых, тюремное начальство перевело меня в Мордовию. Туда попали и несколько «декабристов». Особенно запомнился мне парень по имени Курмангазы. Он учился в Алматинском театрально-художественном институте. Этим парням давали самую худшую еду, самую трудную работу, самую ветхую изношенную одежду. Я всячески помогал им, поддерживал их, защищал от бандитов. Потом сплотил казахов из Астрахани, Саратова, Омска. Мы все держались сплочённо, вместе. Затем мы объединились вместе с киргизами, узбеками, туркменами, татарами. Довелось некоторое время находиться в соседней с камерой Асанбая Аскарова камерой. Узнав об этом, я крикнул ему через стену: «Ага, не падайте духом, держитесь». Он ничего не сказал мне в ответ. Потом, будучи уже на свободе, он всплакнул, сказав, что слышал мои слова, но не ответил, потому что ему было запрещено переговариваться с кем-либо.

Когда корреспондент сказала Даирбекову о том, что многие отсидевшие тюремный срок люди, выйдя на свободу, не могут полноценно влиться в социум, вновь стать полноценными его членами, а он, напротив, став достойным членом общества и меценатом, занялся благотворительностью. «Что вас смогло уберечь от тяжёлой психологической депрессии за эти шесть с половиной лет тюремного заключения?» – спросила А.Саркыт. На это Даирбеков ответил: «Во-первых, меня хранил сам Бог, а во-вторых, духи предков всех трёх казахских жузов. Когда люди из КГБ скрутили мне руки и уводили из дома, то мой отец благословил меня на прощание: «Айналайын, пусть тебя хранят аруахи – духи предков всех трёх жузов!». Вот они-то меня и хранили. После выхода на волю я работал рядовым врачом. Однажды я услышал, что открывается новая поликлиника. Меня вызвали на собеседование. Кроме меня было ещё пять-шесть претендентов на вакансию. У всех у них была поддержка. Только начальник городского управления здравоохранения Гульшара Касымова знала о том, на что я способен на деле. Но райисполком, районный комитет партии были против моей кандидатуры. Они специально задавали мне обескураживающие вопросы. «Имеет ли моральное право занимать должность главного врача человек, вышедший из тюрьмы?» На это я ответил: «Подобный вопрос задавали и Рейгану. Он ответил так: «Я сыграл в кино много ролей. Постараюсь сыграть и роль Президента страны». Похоже, с этой ролью он справился. А я эту роль уже однажды исполнял», – ответил я. Все рассмеялись. На все вопросы я ответил уверенно. Таким образом, многие встали на мою сторону. Итак, я стал главным врачом этой поликлиники (ныне стоматологическая клиника «Шипа-Дент»). В то время строительство её не было доведено до конца, оставалось завершить внутреннюю её отделку. У государства денег на это не оказалось. Не дожидаясь, когда будут выделены средства из городского бюджета, я напрямую обратился за помощью к руководителям «Алматыкурылыс», «Алматытеплоцентраль» и к главному инженеру телефонной системы. Со всеми ними я был знаком лично. В результате поликлиника была введена в строй.

Такого рода беседы, публикуемые в газете «Ана тілі», несомненно делают газету интересной для читателей всех возрастов.

Центральный разворот газеты на стр. 6-ой и 7-ой под рубрикой «Тұғырлы тұлға» («Личность на постаменте) почти полностью занимает очерк доцента КазНУ имени аль-Фараби Аманкоса Мектеп-теги «Байғанин мен үшін Скифия, мен Еврипидпін» («Байганин для меня Скифия, я – Еврипид»), посвящённый жизненному и творческому пути известного казахстанского поэта Утежана Нургалиева, которому в этом году исполнилось бы 80 лет. Автор упомянул слова известного тюрколога XIX века В.В.Радлова, приведённые им в фундаментальном труде, в котором исследуется этнокультурная жизнь кочевников: «Два казаха разговаривают друг с другом в стихотворной форме. Казахов с полным основанием можно назвать французами Центральной Азии».Хотя здесь считаем уместным привести эти слова полностью. «Киргиз (во времена Российской империи казахов называли «киргизами», в то время как киргизов – «дикокаменными киргизами», чтобы не путать их с «казаками – ред.) так владеет словом, что он не только может произносить длинные импровизации в стихах, но и обычная его речь отличается определённым ритмом в построении фраз и пе­риодов, так что и она нередко подобна стихам. Она образна, выражения ясны и точны, так что киргизов можно с полным основанием назвать французами Западной Азии». Тем самым, учёный выразил своё восхищение природным поэтическим даром целого народа, богатством и образностью его языка, его ораторским искусством. Сегодня поэтическую речь при разговоре казахов друг с другом можно слышать только на театральной сцене.Такого рода речь в давние времена было отличительным качеством, свидетельствовавшим о благородном аристократическом происхождении, а само умение выражать свои мысли рифмованными строками ценилось очень высоко. Истоки поэзии и философии имеют общий корень. Что такое философия? Это познание тайн мира и передача смысла умозаключений в иносказательной форме. Вольный, мужественный и великодушный народ свободно кочевавший по просторам Великой степи, несмотря на утерянные традиции рунического письма, на протяжении многих веков из поколения в поколение бережно передавал феноменально развитое устное поэтическое творчество. Несмотря на многие перенесённые им потрясения, бедствия, разор, он никогда не знал недостатка в талантах, отличавшихся величием духа. Одним из числа таких являлся удивительный и замечательный поэт Утежан Нургалиев.

Далее автор повествует об этапах жизненного пути художника слова, об его родине – селе Акжар Байганинского района Актюбинской области, учёбе на филологическом факультете Казахского государственного университета имени С.Кирова (ныне КазНУ имени аль-Фараби), перечисляет написанные им поэтические книги. По мнению некоторых критиков, У.Нургалиев являлся «бунтарём своего времени, глашатаем демократических реформ, происходивших в уже в независимом Казахстане, певцом высокого человеческого духа». В этом довольно объёмном очерке заняли место личные воспоминания автора, который был не просто лично знаком с поэтом, но являлся его земляком и учеником, даётся анализ некоторых его произведений и выражена уверенность в том, что звезда этого поэта, не в полной мере познавшего прижизненную славу, будет отныне сиять высоко на небосклоне духовного мира казахского народа и жить в его памяти вечно …

Правые две колонки на стр. 6-ой, где размещено начало указанного выше очерка дана расширенная информация Б.Балаубаевой о проходившей в стенах КазНУ имени аль-Фараби республиканской научно-практической конференции «Кемель Токаев – писатель, журналист, общественный деятель», приуроченной к 95- летию со дня рождения этого художника.

Вообще этот номер отличается тем, что он насыщен интересными очерками о замечательных сынах казахского народа. Так, на стр. 9-ой читателя заинтересует добротный материал заслуженного деятеля РК Ержана Уайса и журналиста Жолдасбека Аксакалулы «Шаухаманов феномені» («Феномен Шаухаманова» под рубрикой «Көңіл күнделігі» («Дневник души»), посвящённый памяти этого замечательного казахстанского государственного и общественного деятеля, инженера-механика и политолога, который ушёл из жизни 26 августа 2018 года в возрасте 79 лет. Он приурочен к его сороковинам. В нём мы узнаём, как в конце восьмидесятых годов прошлого века к руководству Кызылординской области пришёл Сеильбек Шаухаманов, когда потребительский рынок этого региона находился в состоянии коллапса. Полки продуктовых магазинов были пустыми, на советские «обвалившиеся» рубли было нечего купить. В этот сложный период, продолжавшийся ещё некоторое время спустя после окончательного распада СССР на независимые республики, герой очерка проявил себя, как грамотный, мудрый и умелый руководитель, который сделал всё возможное и невозможное, чтобы вывести область из столь ужасающей ситуации.

На стр. 10-ой под рубрикой «Білім» (это слово на казахском выражает два равнозначных понятия: «образование» и «знание») вышла обзорно-аналитическая статья доктора филологических наук, профессора Темирхана Тебегенова «Қаламгерлер қанаттанған алтын ұя» («Золотое гнездо, где писатели обрели свои крылья», посвящённая 90-летней истории старейшего вуза нашей страны – Казахского национального педагогического университета имени Абая (бывшего КазПИ). Автор отмечает, что сегодня это высшее учебное заведение строит свою деятельность в соответствии с мировыми стандартами образования и вносит свой посильный вклад в материальную и духовную культуру нашего Отечества. Примечательно, что с обретением Республикой Казахстан Независимости в истории университета началсяпериод обновления, модернизации идальнейшего развития. Из краткого экскурса в прошлое мы узныём о том, что в его стенах преподавали такие видные государственные и общественные деятели, как Ахмет Байтурсынов, Молдагали Жолдыбаев, Утебай Турманжанов, Халел Досмухамедов, Сакен Сейфуллин, Саттар Ерубаев, Мухтар Ауэзов, Сабит Муканов и другие. Многие из перечисленных людей являлись известными писателями и поэтами. Может быть, по этой причине среди выпускников вуза очень много тех, кто впоследствиивлился в ряды мастеров прозы и поэзии. Среди них автор отмечает имена академика, литературоведа Серика Кирабаева, прозаика и учёного Нигмета Габдуллина, учёных-критиков Айкына Нуркатова, Баламера Сахариева, прозаика Бердибека Сокпакбаева, поэтов Гафу Каирбекова, Мынбая Рашева, Батимы Батырбековой, Адибая Табылдиева и других, учившихся здесь в сороковые – в начале пятидесятых годов ХХ века. Эта своеобразная эстафета была продолжена с середины пятидесятых и на протяжении шестидесятых годов. Среди выпускников Казахского Национального педагогического университета того времени с гордостью можно говорить о таких видных писателях и поэтах, как Шамиль Мухамеджанов, Аскар Сулейменов, Герольд Бельгер, Аким Тарази, Абдрахман Асылбеков, Нукеш Бадигулов, Надежда Лушникова, Куандык Машхур-Жусипов, Сеит Каскабасов, Темирхан Медетбеков, Бахытгерей Искаков, Жанат Ельшибеков, Кенесжан Шалкаров и другие. Многие из ныне здравствующих писателей и поэтов не забывают о своей альма-матер и нередко приходят сюда на литературные встречи со студентами.

Подготовил Роман ТОКБЕРГЕНОВ




ПІКІР ҚАЛДЫРУ

Сіздің электронды пошта жарияланбайды. Қатарды міндетті түрде толтырыңыз *