Почему яйца станут дороже

314

Ассоциация яичных производителей Казахстана выступила с заявлением, что в случае отказа министерства сельского хозяйства от субсидирования отрасли, яйца в стране подорожают минимум на 15% в самое ближайшее время. Разбираемся, насколько реальна эта угроза.

 

Сегодня средняя стоимость десятка яиц в столичных магазинах — 360 тенге. В эту сумму входят непосредственно себестоимость производства, прибыль производителя, стоимость упаковки, затраты на доставку, наценка магазина.

От производителя — с птицефабрики, яйцо выходит по цене 22,7 тенге за штуку. И здесь 78% — это «чистая» производственная себестоимость. В нее входят затраты на корма для птиц (52,7%), фонд оплаты труда работникам фабрики (7,9%), ветеринарные препараты (1,76%), расходы на коммунальные услуги — электроэнергию, газ (2,2%), упаковка яиц (4,4%). Еще 6,6% предприятие тратит на административные расходы, 4,4% — на банковские вознаграждения (проще говоря — выплаты по кредитам, поскольку все предприятия работают с привлечением займов). Плюс порядка 11% производственные налоги — такова себестоимость одного яйца.

Производители объясняют: их затраты на производство растут с каждым годом, в первую очередь, из-за увеличения цен на корма для птиц и дорожающих коммунальных услуг. При этом у самих производителей есть обязательства по сдерживанию цен на яйцо, как социально значимый продукт.

«Мы начинаем год с подписания меморандумов о сдерживании цен на яйцо, и мы хорошо понимаем, зачем это делается. И мы получаем поддержку от государства, — рассуждает глава птицефабрики «Ай-Кус» Тимур Кожахметов. — Теперь отмена субсидий снимает это обязательство или нет? Нет, потому что на этой неделе мы уже подписали с акиматами эти меморандумы. Если мы не подписываем — включается другой механизм, в лице антимонопольного комитета и так далее. То есть, мы оказались в вилке. Все затраты растут, стоимость пшеницы сейчас более 80 тысяч тенге (за 4 класс), соответственно корма растут в цене, плюс ГСМ, электроэнергия, вода — цены поднимаются. От нас требуют и повышения заработной платы. Но все издержки производства продукта остаются на нас. И социальные обязательства остаются».

Спрос на яйца имеет сезонность. Летом, когда люди потребляют больше овощей и фруктов, цены резко падают, а зимой, особенно к новогодним праздникам — увеличиваются. Но замечают снижение цены только производители и продавцы.

«Вы обращали внимание, на базарах вот стоят яйца продают? — спрашивает Дамир Ашигалиев (ТОО «Агрофирма «Акас»). — По 32 тенге (за штуку). Фабрика им продает по 22 тенге. Они сразу 10 тенге накручивают. И это даже не «цепочка продаж» — мы привозим по 22, они тут же ставят по 32. Всё! А летом, когда падает спрос, вообще по 10 тенге продаем. Но для вас то цены не падают! Но антимонопольщики проверяют только нас — производителей. Не дай бог мы цену поднимем, сразу же приходят. А стоит сказать им, что ГСМ вырос, корма, электроэнергия, сразу говорят — а вас это не касается. Что нам делать?».

Действительно, после выхода с птицефабрики, яйцо продолжает прирастать наценками. Порядка 4% добавляется за счет доставки яиц в регионы. 13% — затраты на розничную фасовку. 19% добавляет дистрибуция — те самые посредники. Больше 20% — уже в самой торговой точке (порядка 13% наценка и 9% — плата за ретро-бонус). Суммарно по пути от фабрики до прилавка яйца дорожают на 60%.

Интересен тот факт, что этот продуктовый путь особо никак не регулируется. Нет никаких ограничений по ценовым надбавкам. Фактически цена контролируется «на старте» — у производителя, через подписание меморандумов о недопущении роста цен, и «на финише» — непосредственно в торговой сети, где выставлено ограничение на наценки по социально-значимым продуктам — не более 15%.

Как ни странно, но наименьшую прибыль с продукта получает сам производитель, без которого этого продукта просто не было бы. А самым прибыльным  делом получается посредничество — та самая дистрибуция. Рисков — никаких, а прибыль — не меньше половины из суммарных 19% посреднической надбавки.

Сегодня производители признаются — цены им поднимать не хочется. Но они вынуждены будут это сделать в случае отмены субсидий. Однако ожидаемый рост цен на яйца — не единственное, и не самое страшное последствие. Наши предприятия практически мгновенно потеряют рынок сбыта — свой собственный, казахстанский.

«Мы можем поднять цены. Но этот «выход» — очень такой… спорный. Как только наши цены поднимутся, сюда зайдет российское, белорусское яйцо, и они просто вытеснят с рынка местных производителей. Собственно, это уже происходит в летний сезон, когда падает спрос на яйца», — объясняет Тимур Кожахметов.

В Ассоциации яичных производителей Казахстана подсчитали: при отмене субсидий стоимость яйца вырастет на 15% сразу, и уже к концу года она может увеличиться на 40%. Порядка трети действующих птицефабрик вынуждены будут закрыться уже в текущем году, так как не смогут выжить. Вместе с ними исчезнут 2 тысячи рабочих мест. В Ассоциации призывают не принимать резких решений, и вместе с производителями выработать правильный подход, при котором не придется терять с трудом достигнутое импортозамещение и развитое производство.

 




ПІКІР ҚАЛДЫРУ

Сіздің электронды пошта жарияланбайды. Қатарды міндетті түрде толтырыңыз *