Тікелей эфир
МАҢЫЗДЫ
  • МЫСЛЬ
  • 04 Мамыр, 2018

ИЗМЕНИТЬ МИР К ЛУЧШЕМУ

Жизнь химика-исследователя Диаса Тастанбекова – постоянный поиск. Он родился и вырос в обычной семье со средним достатком. Его мама – врач-педиатр, а отец – инженер-строитель. Диас  старший ребенок в семье, после него есть еще две сестренки.

С детства, как и многие мальчишки, Диас был очень любознательным: увлекался техникой и читал о научных открытиях. Его интересовало, как все устроено во Вселенной, и по каким законам работают те или иные механизмы. Почему же он выбрал профессию химика? По его словам, именно химия давала ответы на его вопросы, как устроен этот мир. Родители Диаса часто переезжали, мальчик сменил 12 школ!.. Но все эти трудности лишь закалили юношу, он успешно окончил факультет химии и химической технологии КазНУ им. аль-Фараби по специальности «химик-исследователь» и магистратуру университета Шеффилда (Великобритания) по программе «Болашак». После магистратуры устроился младшим научным сотрудником в исследовательский центр Назарбаев Университета – NURIS, где работал над двумя видами полимеров: биоразлагаемыми для медицины и полупроводниковыми для солнечных батарей. Спустя четыре года он становится заведующим лабораторией «Альтернативные полимерные материалы» в Казахстанско-Британском техническом университете. Вскоре ему стали тесны эти рамки, и он решил организовать свое собственное дело. Реализация новых проектов не заставила себя долго ждать: сейчас у Диаса три действующих бизнес-проекта (и еще три – в перспективе). Первый проект связан с аэропоникой. Аэропоника – процесс выращивания растений в воздушной среде без использования почвы, при котором питательные вещества к корням растений доставляются в виде аэрозоля. Экологическими преимуществами аэропоники являются экономия воды и энергии. – Технология аэропоники, гидропоники придумана не мной, – отмечает Диас. – Ею пользовались еще во времена индейцев майя. Но официально задокументировал ее ученый А. Арциховский в 1911 году. Эта технология успешно применяется в различных странах, там, где мало воды или земли, например, в США, Корее, Японии, Индонезии, Израиле, Сингапуре и Новой Зеландии. Данная технология актуальна и для Казахстана, так как у нас не все земли пригодны для земледелия. Плюс ко всему, существует нехватка воды. Диас вместе со своим партнером по бизнесу Арманом Тосканбаевым открыл в Караганде аэропонные теплицы площадью в 300 кв. м. – В этих теплицах мы выращиваем рукколу и базилик. Запланированная урожайность такой теплицы – 30 кг в сутки. А здесь, в Алматы, есть лаборатория, в которой мы ставим различные эксперименты, – говорит химик-исследователь. Диас и его партнеры преследуют цель: сделать экологически чистые продукты доступными каждому человеку, обеспечить страну полезной продукцией отечественного производства, а также оснастить аэропонным оборудованием объекты общественного питания, кафе, рестораны и даже жилые дома. Планируется, что скоро такие теплицы будут установлены в Астане, Алматы и Шымкенте. Проект запущен на средства гранта. Второй проект Диаса – Школа ракетостроения «KazRockets», которую он открыл вместе со своим близким другом, выпускником Байконурского филиала Московского авиационного института, инженером-испытателем летательных аппаратов Шынгысом Ахметулаевым. Цель проекта – привить детям любовь к точным наукам: математике, физике, химии и т. д. – По-моему мнению, сегодняшняя система образования не соответствует современным требованиям, – говорит молодой исследователь. – Она изначально создавалась для ускоренной индустриализации. Сегодня нужны люди, умеющие анализировать, синтезировать свои знания, полученные на стыке нескольких научных дисциплин. Убежден в том, что каждый человек может сделать что-то, что изменило бы мир к лучшему. Например, в Финляндии очень хорошо развита система образования и поддержки инноваций в различных областях науки и жизни общества. Там создана лучшая операционная система, которая конкурирует с системой «Windows», а также программы «Skype», телефоны «Nokia», очень популярные игры «Angry Birds» и т. д. Эксперименты молодого исследователя не остались незамеченными. Его деятельность отметили на государственном уровне – сегодня имя Диаса Тастанбекова в числе победителей национального проекта «100 новых лиц Казахстана». – Я склонен к экспериментам, и не боюсь ошибаться. Всем свойственно ошибаться. И ученые – не исключение. Ведь они находятся в постоянном поиске новых решений. Как говорится, «без поражений нет побед». Так же как и без тренировок не получишь результата. Если человек не будет пробовать экспериментировать, ошибаться, он не сможет творить, – говорит Диас. Так, путем проб и ошибок, молодой химик-исследователь осуществил ряд проектов: DePrinter (метод очистки офисной бумаги от принтерных чернил для многократного использования), SmartBin (урна, говорящая «Рахмет», когда в нее попадает мусор), BioPlast (биоразлагаемые импланты). Но на данный момент проекты заморожены по техническим причинам и ждут своего часа. – Суть этих технологий старая, не я изобрел. На данный момент нет ресурсов для разработки устройств. Но я к этим проектам еще обязательно вернусь. К примеру, успешная реализуемость проекта DePrinter обусловлена эффективностью процесса, экономической и экологической значимостью. Ежегодно среднестатистический офисный работник распечатывает примерно 10 тысяч листов бумаги формата А4. Однако, большинство распечатанной бумаги не используется повторно и выбрасывается. Существует метод по переработке и многократному использованию бумаги. Очистка листа бумаги и от напечатанного на ней текста достигается за счет воздействия органического растворителя и ультразвука. Предлага­емый способ позволит снизить расходы на бумагу до 80 процентов в год, если один лист использовать до пяти раз, – подчеркивает Диас. На вопрос, что бы он изменил в системе образования, будучи министром, ученый ответил: – Я за то, чтобы наши крупные руководители занимались тем, в чем действительно сильны и имеют профессиональный опыт. Если бы я стал министром образования, то начал бы с автоматизации всего, что только можно автоматизировать. Это коснулось бы абсолютно всех сфер деятельности. Человек нужен для творческой работы, для созидания, анализа, изобретения полезных и нужных вещей. Зачем его задерживать в бюрократических коридорах? Я бы искоренил бюрократию во всех ее проявлениях. Какие плюсы на сегодняшний день я вижу в автоматизации отечественных социальных программ? В нашем государстве очень правильно выстроены лишь две программы – это «Болашак» и Правительство для граждан «Egov». Ими можно по праву гордиться! Благодаря образовательной госпрограмме «Болашак» многие казахстанцы смогли получить хорошее образование за рубежом и реализовать себя в этой жизни, – подчеркивает Диас. Очень ценный опыт исследователь получил в «Nazarbayev University». – Это был коллектив мечты, где я получил незаменимый опыт общения с истинными учеными и наставниками. Очень скучаю по тому коллективу и той команде. Наверное, поэтому я и открыл свой третий проект на You Tube канале под названием «Q100», в котором мы рассказываем обычным людям простым и понятным языком о новинках в сфере науки и образования. Так мы с друзьями продолжаем вносить свою посильную лепту в отечественное просвещение, – говорит мой собеседник. Для самореализации и воплощения своих идей в жизнь нужно освободиться от устоявшихся стереотипов, которыми пичкают молодых люди старой закалки, эти «ограничители» не дают возможностей расправить крылья юным дарованиям и заниматься тем, что они действительно любят, – считает он. Диас говорит, что в народе до сих пор бытует предубеждение, что хорошее образование обеспечивает хорошую жизнь. Молодой ученый отмечает, что образование действительно является неким социальным лифтом для человека, но оно не всегда гарантирует хорошую и успешную жизнь. Гораздо большее зависит от самого человека, который рожден для того, чтобы самосовершенствоваться, изменять этот мир к лучшему и открывать новые возможности. Только так можно не потерять себя и приносить пользу человечеству.

Сауле АХМЕТОВА