Тікелей эфир
Тікелей эфир
МАҢЫЗДЫ
  • TENGE MONITOR
  • 22 Сәуір, 2010

Роль Президента Нурсултана Назарбаева в прорыве Казахстана к высотам мировой цивилизации

d0bad0bed0bfd0b8d18f-222-23 апреля 2010 года в городе Алматы должна состояться международная научно-практическая конференция на тему: «Институт президентства в Республике Казахстан: история и современность», посвященная оценке итогов двадцатилетнего развития института президентства в Казахстане. Мероприятие это приурочено к 20-летию учреждения должности президента у нас в республике, которое предполагается отметить нынче 24 апреля. В преддверии такой примечательной юбилейной даты мы решили предложить вниманию наших читателей материал ректора Евразийского Института рынка Айткали НУРСЕИТА, в котором рассматривается роль и деятельность первого главы нашего государства на этом посту Нурсултана Назарбаева.

О закономерностях создания, развития и распада СССР на независимые государства и появления Республики Казахстан.

Гениальные мыслители человечества - Аристотель, Аль-Фараби, Л.Фейербах, Г.Гегел, А.Смит, Д.Риккардо, В.Петти, К.Маркс, Ф.Энгельс, Г.Плеханов, В.Ленин и некоторые Нобелевские Лауреаты - А.Маршал, Дж.М.Кейнс, Г.Беккер, А.Сен, В.Леонтьев, Д.Стиглиц их единомышленники ярко показали роль труда в обеспечении мира, равенства, свободы, справедливости, добродетельства и счастья людей на Земле.

По всеобщему экономическому закону соответствия социально-экономических отношений между ними характеру и уровню развитии производительных сил общества с появлением и ростом крупной машинной индустрии социалистическая революция в России 1917 года охватила все ее национальные окраины, включая и Казахстан. Она утвердила государственную собственность на землю и средства производства, уничтожила гнет капитала над трудом, дала свободу и равноправие всем трудящимся, позволила им сознательно и добровольно объединиться общностью коренных материальных, социальных, политических и духовных интересов и целей в социалистическое общество. Подтвердилось положение классической теории о том, что: «Лишь благодаря юридическим определениям, которые общество дает фактическому владению, последнее приобретает качество правого владения» в форме «собственности» - частной, общественной или общенародной (К.Маркс и Ф.Энгельс, соч., т.1, с.347).

Отныне в стране Советов стала возможной «постоянная, сознательно поддерживаемая пропорциональность» в развитии производства и присвоения продуктов совокупного труда, необходимых «для обеспечения полного благосостояния и свободного всестороннего развития всех членов общества» (В.И.Ленин, т.3, с.620, т 6, с.232). Впервые план государственной электрификации России - ГОЭЛРО на 15 лет и новая экономическая политика (НЭП) предусматривали развитие производства на базе новой техники и технологии с использованием товарно-денежных отношений, но в мере, ограниченной лишь куплей-продажей предметов потребления. Лидеров создания и превращения СССР в могучую индустриально-аграрную державу до его развала в 1991 году представляли - В.Ленин, И.Сталин, Н.Хрущев, Л.Брежнев, Ю.Андропов, М.Горбачев и их соратники - М.Калинин, В.Куйбышев, Г.Кржижановский, И.Тевосян, А.Косыгин, Н.Рыжков, с олимпа власти, несмотря на большие заслуги, оказались смещены - К.Ворошилов, Л.Каганович, Г.Жуков, репрессированы и реабилитированы - Н.Бухарин, С.Киров, А.Вознесенский, А.Шахурин и др.

Мудрые заветы основателей казахского государства - ханов Жанибека и Керея, Касыма, Есима, Аз-Тауке, Абулхаира, Абылая и Кенесары, великих просветителей народа - Толе би, Казыбек би, Айтеке би, А.Кунанбаева, Ч.Уалиханова, Ы.Алтынсарина, Даулеткерея, Курмангазы, Махамбета за века увенчались впервые за всю историю Декретом Советской власти, подписанным Председателем Совнаркома В.Лениным, о создании Казахской Советской Республики - Автономной с 1920 и союзной - с 1936 года, чего добились выдающиеся лидеры А.Букейханов, А.Байтурсынов, С.Сейфуллин, С.Мендешев, Т.Рыскулов и другие молодые таланты Алаш-Орды, расстрелянные позже с обвинениями в национализме. Направленный из центра руководителем КазАССР Ф.Голощекин привел к гибели от голода свыше 40% казахского народа. При Л.Мирзояне до его репрессии в 1938 КазССР начала создание предприятий, колхозов, возведение Туркистано-Сибирской железнодорожной магистрали, автодорог, школ, первых вузов…

По планам 5-леток трудом миллионов рабочих, крестьян, инженеров и всей интеллигенции началось мощное промышленное освоение громадных природных богатств на огромной территории СССР, в т.ч. КазССР. Великие достижения - социалистическая индустриализация, коллективизация сельского хозяйства и культурная революция в СССР продвинули производительные силы в богатые природными ресурсами восточные районы. В рациональном их использовании вносили огромный вклад коллективы одаренных ученых и специалистов, возглавляемых звездами науки, техники и технологии академиками АН СССР М.Келдышем, И.Курчатовым, А.Сахаровым, С.Королевым, а по экономике - К.Островитяновым, С.Струмилиным, В.Немчиновым и т.д. Благодаря сотрудничеству, дружбе и братству народов на новой материально-технической основе СССР одержал Победу в Великой Отечественной войне. Казахстан стал мощным арсеналом обеспечения этой Великой Победы над фашизмом. Растущий отряд Героев Социалистического Труда был дополнен 11695 «Героями Советского Союза» в СССР, из них 526 - казахстанцев: М.Габдуллин, С.Нурмагамбетов, Т.Бигельдинов, Б.Момышулы, Л.Беда, Т.Токтаров, А.Молдагулова, М.Маметова и т.д.

При руководителях тех суровых лет Н.Скворцове (1938-1945), Ж.Шаяхметове - «Орле Востока», по Сталинскому выражению (1938-1954) и Н.Ундасынове (1938-1955) горный инженер Д.Кунаев выдвинут директором предприятий цветной металлургии, заместителем (1942) и Главой Правительства (1955), а вскоре вырос до Лидера в КазССР - 1960 вплоть до распада СССР: www.wikipedia.org. Индустриально-аграрное возрождение СССР и КазССР, где вступали в действие новые школы и вузы во главе с Казгосуниверситетом, Академия наук, объекты культуры. Началось освоение целины и космоса. Признание грандиозных достижений республики в составе СССР и на мировой арене начали приносить в различных сферах жизни творения гениальных и выдающихся личностей: К.Сатпаева, А.Сагинова, Ш.Чокина, А.Айтхожина, Ш.Есенова, У.Султангазина, У.Жолдасбекова, С.Кожахметова, К.Персидского, Д.Сокольского, А.Лукьянова, М.Ауэзова, С.Зиманова, С.Сартаева, Г.Мусрепова, А.Нурпеисова, М.Козыбаева, Р.Нуртазиной. За А.Кашаубаевым, Д.Нурпеисовой, К.Байсеитовой, Ш.Аймановым шли к мировому уровню Н.Тлендиев, Е.Серкебаев, Б.Тулегенова, А.Днишев, Р.Рымбаева, Н.Нусипжанов, Е.Хасангалиев, С.Майканова, Ш.Жиенкулова и многие др.

Тем временем, в семье казаха-крестьянина вблизи Алматы подрастал одаренный Н.Назарбаев. Получив среднее образование в школах села Шамалган и им.Абая в Каскелене, по путевке ЦК Комсомола, он с 1958 года рабочий на стройке Карметкомбината. По направлению Правительства республики в группе будущих специалистов окончил техучилище в индустриальном центре Украины. Вернувшись, стал специалистом-мастером металлургического производства. После окончания ВТУЗа в Темиртау вырос до лидера комсомольской и партийной организаций Карметкомбината и города, секретаря Карагандинского обкома партии и ЦК КП - 1979, Главы Правительства - с 1984. За высокие трудовые достижения возвели на уровень Героев Социалистического труда секретарей обкомов партии целинных областей - Е.Ауельбекова, А.Бородина, О.Куанышева, на производстве - А.Дарибаева, Н.Алдабергенова, К.Доненбаеву, М.Довжика, Л.Картаузова и т.п. В управление экономикой, образованием и наукой взошли А.Закарин, К.Билялов, С.Такежанов, И.Омаров, И.Ким, С.Баишев, Ж.Абдильдин, А.Кошанов, Т.Ашимбаев, Я.Аубакиров, У.Баймуратов, Е.Туркебаев, А.Нысанбаев и др.

Героев-космонавтов СССР, в их числе Ю.Гагарина, А.Николаева, В.Терешкову на весь мир прославляли также казахстанцы - Т.Аубакиров и В.Пацаев. По уровню развития экономики и социально-культурной сферы в СССР заняли 1-место РСФСР, 2-е Украина и 3 - Казахстан. Устойчиво росли его энергетическая, добывающая и перерабатывающая индустрия, машино-и приборостроение, крупное сельскохозяйственное производство, масштабное строительство, развитая сеть транспорта и связи, заготовки, снабжения-сбыта и торговли, сферы здравоохранения, образования, науки, техники, культуры и искусства.

Но в экономическом соревновании страны мировой системы социализма во главе с СССР начали отставать от США и других западных держав, на что все больше влияли Хрущевская борьба с культом личности, возведение «Берлинской стены», Суэцкий и Карибский кризисы, жесткое подавление антисоветского восстания в Венгрии и Чехословакии, напряженное отношение с Польшей, вторжение в Афганистан и т.п. В период развитого социализма лозунг лидера СССР Л.Брежнева - «экономика должна быть экономной» отражал и трудности финансирования развития производства, гигантских строек мощных тепловых, гидро-и атомных электростанций в отраслях энергетики, электроники, машиностроения, АПК, Байкало-Амурской Магистрали, реализации Комплексной программы научно-технического прогресса, улучшения обеспечения населения продовольствием и потребительскими товарами.

В рамках, заданных по плану центром, могли действовать лидер ЦК Компартии Казахстана Д.Кунаев и Председатель Совета Министров - Б.Ашимов, заинтересованные поднять промышленное и сельскохозяйственное производство, всю социально-культурную сферу жизни КазССР - важнейшей житницы, роста индустриального могущества и обороноспособности всего Союза. Постепенно повышалась роль Н.Назарбаева - энергичного секретаря Карагандинского обкома и затем - ЦК КП с последующим назначением Главой Правительства Казахстана.

С целью усиления использования товарно-денежных отношений для повышения эффективности производства и его научно-технического обновления продолжалась осуществленная по инициативе Председателя Совета Министров СССР новая экономическая реформа А.Косыгина, его соратников Н.Тихонова и Н.Рыжкова, в Казахстане соответственно - Н.Назарбаева, Б.Ашимова, У.Караманова и ряда талантливых кадров. Росли специалисты-профессионалы и ученые в техническом, технологическом, агропромышленном, транспортно-коммуникационном, экономическом и иных перспективных направлениях. Подготовку их вели КазГУ, пед-и мединституты, специализированные вузы по промышленности, АПК, строительству, транспорту. А на заводах тяжелого машиностроения в Алматы и Петропавловске, сельхозмашин, пресс-автоматов, оборудования и иных изделий в Караганде, Акмоле, Шымкенте, Усть-Каменогорске, Актюбинске, Уральске, Павлодаре и Кентау росли их поставки на нужды предприятий отраслей и регионов, всех республик СССР и на мировые рынки.

Противоречия в экономике СССР обострила с 1985 года Горбачевская «перестройка» по лозунгу - «революция продолжается». Люди не дождались улучшения производства, благосостояния и культуры. СССР двигался к распаду на независимые государства.

2. Распад СССР на независимые государства и смена лидера Казахстана.

Среди выдвинутых лидерами СССР с 1920 по 1985 год руководителей Казахстана: Ж.Шаяхметов (1938-1954) был одновременно Председателем Совета Национальностей Верховного Совета СССР, где впервые принят «Закон о мире». Но смещен за мнение об освоении целины не сразу, а по мере возможности страны. «В отличие от предшественников он был более активным и аккуратным руководителем, хорошим организатором. Под его руководством ещё более высокими темпами стала развиваться экономика Казахстана в послевоенные годы» - отмечал Д.Кунаев: www.wikipedia.org. За противодействие освоению целины и отчуждению Узбекистану части земель и РФ северных областей Казахстана так же был снят с должности Ж.Ташенов (1955-1961). Умудренного долголетним опытом государственного деятеля, Трижды Героя Социалистического Труда, выдающегося ученого, академика Д.Кунаева - Первого секретаря ЦК Компартии Казахстана, члена Политбюро ЦК КПСС по воле его Генсека М.Горбачева заменил малоизвестный секретарь Ульяновского обкома партии Г.Колбин, что вызвало «декабрьские события - 1986», а по сути - восстание студенческой молодежи. Всплески народного недовольства докатились через республики Средней Азии, Кавказа и Прибалтики до столицы СССР - Москвы. Наконец, с должности Главы Правительства (1979-1989) Н.Назарбаев был избран Первым секретарем ЦК КП и Председателем Верховного Совета, а весной 1990 - Президентом РК. Лидеры РФ Б.Ельцин, Украины - Л.Кучма, Беларуси - С.Шушкевич подтвердили распад СССР договором о его роспуске и создании Содружества Независимых Государств (СНГ) 07.12.1991 г. Остальные «равноправные» 12 оказались как бы «на произволе судьбы». Не отсюда ли у многих из них недоверие к призывам войти в ЕврАзЭС, ЕЭП, Таможенный и иные союзы вместе с РФ, Беларусью и РК. Народы СНГ избрали Президентами своих признанных лидеров. С тех пор Президент Республики Казахстана - мудрый и опытный лидер Н.А.Назарбаев.

3. Осуществление в Независимом Казахстане реформ по созданию социально ориентированной рыночной экономики, признанной в мировом масштабе.

Казахстан отличается большой территорией и низкой плотностью населения, богатейшими природными ресурсами, достаточным производственным, научно-техническим, интеллектуальным потенциалом. С распадом СССР, ликвидацией Госплана, Госснаба, Минторга и других министерств отпало директивное централизованное планирование и административно-командное управление. Резкий спад производства, острый дефицит необходимых товаров вызвали безудержный рост цен, гиперинфляцию, снижение уровня жизни народа с разрывом хозяйственных связей между предприятиями, отраслями, регионами РК и стран СНГ, производство товаров и услуг переживало упадок. Стало сложно на средства госбюджета РК содержать также 55 вузов во главе с КазГУ, а из них специализированные, в том числе пед-и мединституты стали университетами, кое-какие начали распродажу зданий, учебных корпусов и общежитий. Лучших научно-педагогических кадров привлек бизнес, росло обучение студентов за свой счет.

Опираясь на всенародную поддержку, Первый Президент РК Нурсултан Назарбаев добился, прежде всего, признания Независимого Казахстана великими державами и остальными государствами мира. Первой ее сразу признала Турция! По его инициативе разработаны и приняты Конституция - Основной Закон Республики Казахстан, ее символы - Герб, Флаг и Гимн РК, статус государственного казахского языка, а русского - для межнационального общения. Прекращение испытаний ядерного оружия и закрытие атомного полигона поддержано прогрессивным мировым сообществом. Новой столицей Казахстана ближе к его географическому центру стала Астана, где интенсивный размах строительства, с одной стороны, опирается на весь производственно-технический, финансовый, интеллектуальный, трудовой и духовный потенциал народа, а с другой - способствует многократному наращиванию его творческой активности.

По межгосударственным договорам с РФ, КНР, Узбекистаном и Кыргызстаном, Туркменистаном и другими прилегающими к Каспийскому морю зарубежными странами узаконена госграница РК. С учетом рекомендаций зарубежных консультантов и экспертов мира велось реформирование советской экономики в рыночную с приватизацией преобладающей части общенародной собственности на средства производства, за исключением земли сельскохозяйственного назначения, имущественных комплексов стратегически важных отраслей индустрии, магистрального транспорта. На конкурсной основе через аукционы и тендеры проводилась продажа имущества заинтересованным гражданам имущества распущенных совхозов для создания крестьянских хозяйств и фермеров, преобразование приватизируемых госпредприятий в акционерные общества, товарищества и производственные кооперативы. Оказывалась господдержка предприятиям малого и среднего бизнеса, индивидуальным товаропроизводителям и т.д. На этой материальной основе все работники и служащие совместном или индивидуальным трудом смогли все больше производить и продавать соответственно спросу на рынке различные продукты в товарно-денежной форме, отчисляя от доходов установленные по закону налоги и иные обязательные платежи в госбюджет страны РК, направляя остальную часть для расширения и обновления производства, удовлетворение растущих потребностей своей семьи и т.п.

На начальном этапе перехода общества к рынку всем была понятна крылатая установка Н.А.Назарбаева - «сперва экономика, а потом - политика». К этому побуждало нарушение в распавшемся СССР требования всеобщего экономического закона соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил общества. А по марксистской теории, эти отношения в совокупности составляют экономическую основу - реальный базис - материальное производство жизни людей, на котором возвышаются юридическая и политическая надстройка с соответствующими ей формами общественного сознания.

В свете идей Президента РК приоритета экономики перед политикой, материи или быта над сознанием, рост производства и адекватно присвоения - продуктов по принципам свободы и равноправия, усиливают взаимодействие 2-х сторон единого общественно-производительного процесса, ибо: «Всякое производство есть присвоение индивидуумом предметов природы в пределах определенной общественной формы и посредством нее». В интересах производства и присвоения продуктов, необходимых для всех и каждого, люди сознательно и добровольно объединяются и сотрудничают между собой так, чтобы по «общему рациональному плану» производить все необходимое для их труда и жизни (К.Маркс, Ф.Энгельс, соч., т.12, с.713, т.18, с.57).

К сожалению, соотношение материи или бытия и сознания, экономики и политики с адекватным правом в жизни казахстанцев ныне осталась без учета в вызвавшей острую дискуссию Доктрине национального единства - разработки Ассамблеи народа РК. Соответствующая корректировка могла бы улучшить содержание и возможное использование этой Доктрины и в зарубежных государствах, население каждого из которых состоит зачастую из долей представителей 2-3-4 или более национальностей - этносов. В составе населения РК ныне, как отмечал Глава государства в сентябре 2009 года доля казахов достигла 65%, русских - 23,7%, украинцев около 2%, уйгур - 1,4%, татаров - 1,3%, немцев - 1,1%. Согласие госорганов на создание национальных культурных центров должно быть обоснованным, а не как центр 4-5 гагаузцев…

Стратегический подход к системе сложных социально-экономических проблем в РК привел сначала к целесообразности Президентской «Стратегии становления и развития Казахстана как суверенного государства» (Казправда, 16.05.1992). По мере анализа, обобщения и накопления опыта принята на основе идей Президента РК долгосрочная Стратегия «Казахстан-2030», разработанная группой ученых и специалистов. По выражению Лидера Казахстана Н.А.Назарбаева, она определяет «великий выбор» пути движения молодого независимого государства к социально ориентированной рыночной экономики, признанной в мировом масштабе. В мировом масштабе ныне выпала честь приумножать славу Независимого Казахстана: Героям - Т.Аубакирову и Т.Мусабаеву, А.Миразовой, А.Кекильбаеву, Б.Шаяхметову, С.Буканову, Г.Зенченко, великим личностям - О.Сулейменову, М.Магауину, М.Отелбаеву, Ш.Уалиханову, А.Таттыгулову, А.Ашимову, М.Бисенгалиеву, Ж.Аубакировой, А.Мусаходжаевой.

Растущее признание начали получать в США, Канаде, Англии, Германии, Японии, во многих развитых странах мира последовательное качественное улучшение кадрового обеспечения формирующейся рыночной экономики в Казахстане. Это было достигнуто выдвижением ректорами ведущих отечественных университетов и институтов выдающихся ученых-экономистов-организаторов высшей школы, как К.Нарибаев, К.Сагадиев, С.Сатубалдин, а их ряды дополняли ректора новых передовых частных вузов - А.Нурсеит, Р.Алшанов, М.Нарыкбаев, Г.Гамарник, А.Матюхин и некоторые др.

В Послании Президента РК народу страны от 29.01.2010 года убедительно показано, что с 2000 по 2008 год производство ВВП в РК выросло в 2 раза, среднемесячная оплата труда в 5 и средний размер пенсий в 3 раза при уровне безработицы 6,3%, что ниже, чем до мирового кризиса. За трудный 2009 год рост экономики составил 1,1% и промышленного производства - 1,7%, а валютные международные резервы и активы Нацфонда РК выросли за последние 10 лет более чем в 25 раз и превысили $50 млрд.

Эти достижения позволили приступить к выполнению Стратегии развития до 2020 года за счет форсированной индустриализации, развития инфраструктуры, повышения конкурентоспособности человеческого капитала, обеспечения населения качественными услугами социально-культурной и жилищно-коммунальной сферы, укрепления межнационального согласия, национальной безопасности и усиления позиций на мировой арене. Первоочередным является реализация 162 инвестпроектов, равноценных по стоимости свыше 40% от ВВП страны. К 2014 году более 80% рынка продтоваров в РК должны составлять продукты отечественного производства. А в национальной инновационной системе создание, кроме действующих 145 вузов в РК нового университета Астаны с центрами наук о жизни, энергетических исследований и междисциплинарно-инструментального, учитывая приоритеты индустрии до 2010 года в Межотраслевом плане научно-технологического развития РК до 2020 г.

Наряду с участием РК в Таможенном Союзе с РФ и Беларусью их интеграцию намечено дополнить созданием ЕЭП для пользы всем его членам. К 2020 году предстоит увеличить доли обрабатывающей индустрии в ВВП до не менее 13% и не сырьевого экспорта - с 27 до 47%, а производительность труда в обрабатывающей промышленности до 2 и в АПК до 4 раз, доводя долю малого и среднего бизнеса до 40% в ВВП, а сама РК должна войти в ряды 50 стран с благоприятным бизнес-климатом, увеличить до 1/3 в ВВП активы Нацфонда и довести их объем до $90 млрд.

На уровне выдающихся государственных деятелей мирового уровня Н.А.Назарбаев по стратегии «Казахстан-2030» и «Интеллектуальная нация-2020» дал ориентацию движения страны по стратегическим планам на: 1) дальнейшее развитие социально ориентированной рыночной экономики РК, признанной в цивилизованном мире; 2) переход к индустриально-инновационной экономике на базе новейших достижений мировой науки, техники и технологии; 3) постепенное освоение космоса для более эффективного решения социально-экономических, научно-технических и технологических проблем в интересах народа; 4) сплочение вокруг титульной нации страны представителей всех народностей единством целей и коренных интересов; 5) повышение эффективности их сотрудничества, взаимопомощи и дружбы; 6) согласие 56 государств Европы, США и Канады к избранию РК Главой ОБСЕ на 2010 год; 7) превращение новой столицы Астаны в один из признанных центров евразийской и, вместе с тем, мировой экономики, образования, науки, техники и культуры, мощного локомотива для прорыва РК на передовые позиции в международном масштабе и т.д.

4. Возрождение по Стратегии «Казахстан-2030» государственного планирования.

Президентская стратегия «Казахстан-2030» дала научно обоснованное видение перспектив, задач и целей, приоритетов и преимуществ развития РК на пути перехода к государственному стратегическому планированию, имеющему место в той или иной мере в РФ, КНР, ряде развитых государств мира - США, Великобритании, Германии, Японии, Франции, Италии, Испании, Южной Корее, Сингапуре и т.д.

Возрождение государственного стратегического планирования рельефно проявляется на этапе форсированного перехода РК к индустриально-инновационной экономике по планам двух 5-леток до 2020 года. Утвержденный Указом Главы государства от 01.02.2010 №922 «Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года» отражает ее достижения, глобальные тенденции и вызовы, с учетом которых предстоят новые грандиозные свершения. Сердцевина его - ключевые направления развития РК до 2020 года, создание стабильной базы для ее роста, процветания и безопасности, каковы:

1. Подготовка к посткризисному развитию с охватом воедино улучшения бизнес-среды, укрепления финансово сектора и формирования надежной правовой среды.

2. Ускорение диверсификации экономики РК, которое предполагает: формирование благоприятной экономической среды через государственное управление диверсификацией; противодействия неэффективным проектам; создания национальной инновационной системы на уровне развитых стран мира; принципы успешной индустриализации и приоритеты диверсификации: агропромышленный комплекс и переработка сельскохозяйственной продукции; строительная индустрия и производство строительных материалов; нефтепереработка и инфраструктура нефтегазового сектора; металлургия и производство готовых металлических продуктов; химическая, фармацевтическая оборонная промышленность; развитие энергетики, включая атомную и альтернативные источники энергии; транспорт и телекоммуникации.

3. Инвестиции в будущее - образование, здравоохранение и трудовые ресурсы с целью формирования по идее Президента РК интеллектуальной нации к 2020 году.

4. Услуги для граждан - по социальной защите населения и жилищно-коммунальному хозяйству, определяющие устойчивый подъем благосостояния народа.

5. Обеспечение межнационального согласия, безопасности, стабильности и международных отношений - поддержание сотрудничества, дружбы и единства всех казахстанцев, независимо от их социального положения и национального происхождения, как условия внутренней стабильности, национальной безопасности, достижений в международных отношениях и внешней политике РК.

Реализация стратегического плана - 2020 включает: определение четких полномочий и ответственности структур госсектора за результативность их работы; повышение качества оказания государственных услуг; профессионализация госслужбы, призванной осуществлять управление с ориентацией на высокие конечные результаты и эффективное реформирование госсектора в стране. Это предполагает плодотворный мониторинг и оценку деятельности госорганов для достижения обществом запланированных результатов с учетом мнений граждан на основе надежных статических данных с ориентацией всех на преодоление текущего глобального кризиса и масштабное обновление мирового порядка, умелое использование открытых возможностей для необходимых административных, экономических и социальных реформ в РК на пути ее вхождения в успешные страны мира; Согласно Президентской стратегии «Казахстан-2030», видение перспектив достижения процветания, безопасности и улучшения благосостояния всех казахстанцев на уровне международных требований означает прорыв РК в ряды стран с развитой рыночной экономикой, на высоты мировой цивилизации с мобилизацией на великие свершения всех госорганов, бизнес-структур и народа.

Указом Президента РК от 19.03.2010 года №958 «О Государственной программе по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2010-2014 годы…» на Правительство должно в месячный срок разработать и утвердить Карту индустриализации Казахстана и Схему рационального размещения производственных мощностей до 2015 года, разработать и утвердить План мероприятий по реализации программы. В ней Отдел социально-экономического мониторинга Администрации Президента РК особо выделяет: обеспечение устойчивого и сбалансированного роста экономики через диверсификацию и повышение ее конкурентоспособности; усиление социальной эффективности развития приоритетных секторов экономики и реализации инвестиционных проектов; создание благоприятной среды для индустриализации; формирование центров экономического роста на основе рациональной территориальной организации производства; обеспечение эффективного взаимодействия государства и бизнеса в приоритетных секторах экономики для обеспечения процветания страны и материально-культурного уровня жизни народа.

Реализация Госпрограммы нацелена при этом на: рост производительности труда, развитие и укрепление национальной инновационной системы, усиление роли малого и среднего бизнеса, диверсификацию экономики, рациональную организацию производительных сил и повышение качества человеческого капитала. К традиционным экспортоориентированным секторам экономики отведена «роль локомотивов развития за счет появления производств последующих переделов и обеспечения широкого мультипликативного эффекта …» (Казправда, 31.03.2010, с.1 и 3).

Разумеется, в условиях цивилизованных рыночных отношений стратегические планы должны носить индикативный характер назначения, чтобы расковывать творческую активность их исполнителей в госорганах, структурах бизнеса, миллионов трудящихся. По результатам проведенных НИР ряд предложений и рекомендаций по улучшению государственного планирования в РК изложены мною в сборнике «Казахстан на пути к великим свершениям: Раздумья экономиста» (Алматы, «Эверо», 2008).

5. Казахстан - Глава ОБСЕ за мирный труд, безоблачную жизнь и счастье людей.

Подтверждением идеям Президента РК может служить, на мой взгляд, положение классической теории о том, что «всесторонняя зависимость», как «форма всемирно-исторической совместной деятельности» людей любой страны ныне как бы предполагает общий «контроль и сознательное господство над силами», порожденными «воздействием …друг на друга» и разных стран в общественно-производительном процессе всей планеты (К.Маркс и Ф.Энгельс. Избранные произведения. - М. Политиздат, 1979, т.1, с.31).

Отсюда всемирно-историческую взаимозависимость крупных, средних и небольших государств на планете можно представлять всеобщим экономическим законом, определяющим их совместный разумный контроль и сознательное регулирование развития производства соответственно общественным и личным человеческим потребностям всех их граждан. Тогда суть данного закона сведется к тому, что разные государства мира во взаимном сотрудничестве участвуют в производстве на индустриально-инновационной основе разнообразных товарно-материальных ценностей, машин, оборудования, технических средств электронных и иных изделий, промышленных и продовольственных товаров, подлежащих распределению и поставкам для обмена путем продажи в товарно-денежной форме на внешних рынках соответственно предложению и спросу, где каждое государство закупает их в количественно-качественных соотношениях, пропорциональных по стоимости проданным им для обеспечения за счет вырученных средств общественных и личных человеческих потребностей своих граждан.

Все цивилизованное мировое сообщество должно быть убеждено в закономерной необходимости общими усилиями регулировать такую «планетарную» взаимозависимость разных государств по уровням их социально-экономического развития. Это исключительно важно для Казахстана, обладающего достаточным интеллектуальным, научно-техническим потенциалом и огромными природными богатствами, для освоения которых растут и потребности в иностранных инвестициях развитых стран мира.

Следуя далее, убеждаемся в оправданности особого внимания Президента РК к взаимополезному развитию на договорной основе дружбы и сотрудничества Казахстана с различными государствами мира, прежде всего, стратегическими партнерами - соседями: РФ и КНР, а за океаном - США и Канадой, государствами Евросоюза, Ближнего и Среднего Востока - Турцией, Египтом, Ираном, ОАЭ, Израилем, новыми индустриально развитыми странами Юго-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) - Японией, Южной Кореей, Сингапуром, Малайзией, Таиландом и т.д.

Впервые среди СНГ, тюркоязычных стран и мусульманского мира РК в 2010 году возглавляет Организацию Безопасности и Сотрудничества в Европе - ОБСЕ, оказывая благотворное воздействие на улучшение взаимоотношений всех стран мира, опираясь на 4-принципа: доверие, традиции, транспарентность, толерантность, предлагая все ценное из опыта движения Казахстана к высотам мировой цивилизации. Это является одним из важнейших достижений Казахстана на мировой арене за всю его историю.

Президент Казахстана Н.А.Назарбаев, выступая с актуальной статьей «Судьба и перспективы ОБСЕ» (28.01.2010), обращает пристальное внимание мировой общественности на растущую планетарную взаимозависимость всех государств -крупных со средними и малыми, но составляющими большинство в современном мире и достаточно сильно оказывающими влияние на мировую политику. Справедливы его мнения о том, что: 1) «роль средних государств должна заключаться в том, чтобы добиваться глобальных стратегических решений на консенсусной основе»; 2) трансконтинентальный характер придает идея евразийского подхода к улучшению деятельности 56 государств - членов ОБСЕ; 3) необходимо охватить безопасность в европейском и евразийском пространствах; 4) добиться «гармоничного синтеза достижений Запада и Востока» с учетом образа жизни, традиций, культуры, этнической истории разных регионов мира; 5) обеспечить равноправное участие разных государств в решении международных проблем путем повышения в этом деле веса голосов малых и средних стран; 6) изменить в мировой политике устоявшееся представление великих держав по принципу - «равны больше, чем другие»; 7) способствовать более успешному решению острых проблем на основе взаимополезного сотрудничества и коллективной безопасности в мировом масштабе. Действительно, тогда повсюду труд может быть мирным, а жизнь - безоблачной у всех людей на земле.

В актуальной статье «Глобальный мир и ядерная безопасность» Глава Казахстана приглашает лидеров всех государств к обмену мнениями для правильного решения судьбоносных для всех людей на земле вопросов о том, как:

«установить действенный и эффективный контроль над ядерными технологиями и в то же время гарантировать право суверенных государств на развитие мирного атома»;

«обеспечить подлинное, а не мнимое равенство в ядерной сфере»;

в какой мере ныне Казахстан является оптимальным кандидатом «для возможного создания Международного учебного центра по ядерной безопасности», способным усилить «потенциал Центральной Азии в области совершенствования систем экспортного и внутригосударственного контроля, учета и физической защитой ядерного материала».

Поскольку «нельзя загонять в угол целые государства и народы, лишая их законных прав на мирный атом и задевая при этом их национальную гордость», Президент РК, обладающей «крупными запасами природного урана, необходимой технологической базой, развитой инфраструктурой», выступающей всегда «убежденным сторонником равного доступа всех стран к мирному атому», поддерживает идею «создания Международного банка ядерного топлива под эгидой МАГАТЭ».

По его мнению «подлинная многополярность возможна лишь в том случае, если демократия как инструмент учета мнения разных сторон распространится и на сферу международных отношений». Все это касается прежде всего могучих держав мира - «…лидеров государств, каждый из которых несет долю ответственности за то, чтобы расщепленный атом не расщепил всех нас» (Известия, 02.04.2010, с.05). Выдвинутые Лидером РК эти и другие идеи во многом созвучны ценным идеям в отношении решения острых мировых проблем:

1. Лидеров великих держав - США эпохи Ф.Д.Рузвельта, Великобритании - У.Черчиля, Турции - Мустафы Кемаля Ататюрка, Германии - Людвига Эрхарда, Японии - Мэйдзи Исина, Китая - Дэн Сяо Пина с учетом соотношений в Казахстане ныне частной и государственной форм собственности, количества жителей на 1 км2 территории, ВВП или ВНП на 1 члена общества, степени развития экономики на индустриально-инновационной основе, наличия высококвалифицированных научно-технических кадров...

2. Реформаторов Малайзии - периода Махатхира Мохаммеда и островного государства Сингапура - Ли Куана Ю с учетом возможности их сопоставления с РК.

3. Современных лидеров США - Б.Обамы, РФ - Д.Медведева, Германии - А.Меркель, Италии - С.Берлускони, Франции - Н.Саркази, Турции - А.Гюля, КНР - Ху Цзиньтао, крупных, средних и компактных государств, учитывая специфические условия развития и размещения производительных сил, предприятий, фирм, корпораций и компаний различных отраслей в регионах Казахстана, его расширяющихся международных экономических, торговых, научно-технических и культурных связей.

4. Нобелевских Лауреатов - А.Маршала и Дж.М.Кейнса - в отношениях регулирования государством через планы и программы производства товаров, соотношения спроса и предложения, Г.Беккера и А.Сена - зависимости роста населения от процветания экономики и инвестирования в человеческие ресурсы, Л.Канторовича - оптимизации распределения ресурсов общества, В.Леонтьева - роли планирования как ориентира движения общества, Дж.Стиглица - избежания «проклятия» природных ресурсов массой бедноты в составе населения ряда стран и некоторых других.

5. В то же время выдающиеся западные ученые часто представляют целостную экономику по частям, например, как социальную, инновационную, добавляя даже слово «знаний», информационную, психологическую. Как бы отдельно от экономики разрабатывается теория благосостояния, социальной справедливости и т.д. Они в науке затрудняют раскрытие объективных законов развития целостной экономики - мировой, региональной, страновой, отраслевой, корпоративной, частно-предпринимательской…

Есть достаточные основания для веры и надежды на отклик к поднятым Президентом РК проблемам в направлении поиска и принятия лидерами могучих держав и других государств мира эффективных путей их решения. Передовая научно-педагогическая общественность и студенческая молодежь одобряют ценные высказывания Президента РК Нурсултана Назарбаева, о чем можно судить по его содержательным актовым лекциям в МГУ им.М.В.Ломоносова, руководимом ученым-математиком мирового уровня, академиком В.Садовничим, КазНУ им.Аль-Фараби, ЕНУ им.Л.Н.Гумилева.

Проблемы большого научно-теоретического, учебно-воспитательного и практического значения воспринимаются просто от души и сердца человека - креативного и феноменального лидера, выдающегося государственного деятеля мирового уровня, ученого - доктора экономических наук, профессора, академика многих Международных академий, Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.

Его ценные идеи пронизаны новизной, полезные в РК и международном масштабе, вызывают радость и гордость у нас - казахстанцев, в их числе являющихся учеными, признанными мировой интеллектуальной элитой. В той или иной мере находим подтверждение своим суждениям в публикациях выдающихся ученых-экономистов РФ, академиков А.Абалкина, А.Аганбегяна, Б.Богомолова, С.Глазьева, Н.Петракова и ряда др.

6. Вызовы на мировой арене, рекомендуемые для учета в планах развития РК.

В свете идей Главы государства особо важен учет влияния на развитие РК превышения общего объема экономики 7 ведущих развивающихся стран Бразилии, России, Индии и Китая (БРИК) + Индонезии, Мексики и Турции к 2050 году в среднем на 25%, чем в странах «Большой семерки», что может вызвать замедление темпов роста всех стран мира, включая и РК. Происходит усиление на мировом рынке в перспективе роли БРИК и особенно - России с перемещением бизнеса могучих ТНК в КНР до 78%, Индию - до 64% и РФ - до 48%, где дешевле трудовые ресурсы.

Сооружение мощных нефте-и газопроводов из РК и Туркменистана через территорию Узбекистана и Кыргызстана в Западный Китай вызывает ускоренное формирование там мощной перерабатывающей индустрии для массово-поточных поставок на мировые рынки до 500 крупнейших ТНК. Стоит задуматься над тем, когда будут ТНК в РК?!

Может быть в стратегические планы развития РК на перспективу пора включать создание нескольких ТНК по инновационным продуктам, машинам, оборудованию, электронным изделиям с высокой технологической готовностью и выигрышными ценами для массовой поставки и реализации на внутреннем и мировых рынках.

Возможности РК с учетом таких вызовов идти к новым грандиозным свершениям достаточны. Аналитические показатели ЮНЕСКО-2009 по индексу развития образования среди 129 стран мира показывают на 1-место среди них РК, которая на основе данных ООН индекса человеческого развития заняла 82-место и вошла в число стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала. На Международных олимпиадах лучшие ее школьники по математике на 5 и естествознанию - 11 месте среди сверстников.

Согласно данным мировых рейтинговых агентств, в т.ч. ВЭФ за 2009 год о глобальном индексе конкурентоспособности в мировом масштабе РК занимает по: эффективности рынка труда - 15; макроэкономике - 26; страновому имиджу - 49; развитию способностей к инновациям 50; объему рынка - 56; высшему образованию - 57; затратам на образование - 58; рынку товаров - 63; качеству образовательной системы - 66; инфраструктуре - 71; математическому и научному образованию - 72; доступности ученых-инженеров - 74; инновациям - 75; технологической готовности - 77; сложности ведения бизнеса - еще на 85; качеству менеджмента - 97 месте. Оценки обнадеживают, но дела ждут действий!

7. Установки Главы государства на повышение качества образования

В свете установок Послания Президента народу Казахстана от 28.02.2007 года профильное министерство (ПМ) могло бы считать «главным критерием успеха образовательной реформы достижение» востребованности выпускников учебных заведений в РК и «любой стране мира», на строго научной основе «создать единую систему оценки эффективности обучения, уровня знаний и умений каждого обучаемого», а Правительству - наладить систему, «позволяющую объективно оценивать качество образования в каждом ВУЗе». Тогда в повышении качества подготовки востребованных специалистов возросло бы значение оптимизации деятельности вузов, призванной по установкам Главы государства «разбудить и реализовать потенциал нашей нации»; усилить стремление «казахстанцев, в первую очередь молодежи, к образованности, интеллекту»; «возродить высокий статус ученого», чтобы заинтересованные могли совершать «прорыв в системе образования» (Казправда, 14.09.09).

Оптимизация достигается планомерной ориентацией улучшения учебно-воспитательного процесса на конечные результаты научно-образовательной деятельности в вузах при сбалансированности параметров развития всех ее сторон для обеспечения соответствия предложения подготовленных каждым из них выпускников спросу работодателей в высококомпетентных и эрудированных специалистах. Она ведет также к сокращению их сети по РК без чрезмерно часто проводимых госпроверок. Оптимизацию вузов по типам, видам, масштабам деятельности, собственникам и регионам страны важно нацелить на усиление их роли в интеллектуальной революции.

Оптимизация вузов обязывает ПМ-во гнаться «не за количеством, а за качеством», устранить дефицит в стране «квалифицированных специалистов» и причину сомнения «в оправданности существования некоторых вузов» (Экспресс К, 5.09.09, с.2). В этом аспекте может быть в ходе реализации идеи Главы государства по «Триединству языков» целесообразен нарастающий рост доли компетентных во всем трехязычных выпускников вузов, допустим, от 5% по РК в 2010 году до 10% в 2015, до 15% 2020 и до 20% в 2025 и 25% - в 2030 году. Сопоставление этих показателей с показателями выпускников аналогичных вузов развитых стран мира, например, Англии, Германии, Франции или Италии можно вести с применением коэффициентов для учета влияния различий РК по факторам: плотности населения; территории, интенсивности пребывания граждан за рубежом; схожести языков для овладения и т.п. Аналогично важен подход к подготовке специалистов с «сэндвич-дипломами» - казахстанского и иностранного вузов; дорогостоящему приглашению в вузы РК профессоров из вузов развитых стран мира, исходя из возможностей финансового обеспечения, что зачастую исполнителями программ и проектов упускается из внимания. Заставляет задуматься чрезмерная заинтересованность видных зарубежных ученых в проведении по заоблачным ценам Международных форумов в РК по малозначимым проблемам. Трудно понять стремление рейтингово-аналитических служб в РК к применению по опыту США и Германии метода цитирования трудов казахстанских деятелей и ученых по импакт-фактору на основе их научных статей в известных журналах за рубежом. Гораздо эффективнее было бы использование по результатам их НИР ценных предложений и рекомендаций в учебно-воспитательном процессе школ, колледжей, вузов, системе управления, на производстве...

Сколько можно учить казахстанцев? Пора им обучать кое-чему и иностранцев! Тем более, до 150% отдачи от инвестиций в РК из-за рубежа нет ни в одной стране мира! Полезен был бы перевод лучших научных трудов ученых РК на английский язык, в чем обязаны проявить заботу компетентные госорганы. Школьники РК - призеры мировых олимпиад благодарны сохранению по-новому ценного и из прежних методов обучения?!

Установка Президента РК из его Послания народу Казахстана от 29.01.2010 года в разделе 4.1 гласит: «Качество высшего образования должно отвечать самым высоким международным требованиям. ВУЗы страны должны стремиться войти в рейтинги ведущих университетов мира». Это зависит от улучшения качественных показателей формирования и использования интеллектуального потенциала ППС вузов с ориентацией на молодых креативных магистров, кандидатов и докторов наук, а также PhD с достойной оплатой их труда по результатам так, чтобы не было их оттока в развитые страны.

Решающими факторами остаются: синтез передового отечественного и мирового опыта в учебно-воспитательном процессе; повышение качества подготовки, компетентности, конкурентоспособности и востребованности выпускников; всесторонняя модернизация материально-технической базы в вузах с доведением ее до мирового уровня; свободный доступ к Интернет в современных компьютерных классах; применение мультимедийного и интерактивного оборудования, инновационных технических средств и информационных технологий обучения; создание благоприятных условий для эффективного труда ППС и сотрудников, учебы студентов, магистрантов и соискателей; формирование здорового образа жизни; комплексное идейно-нравственное, патриотическое, правовое, интернациональное, физическое воспитание; сотрудничество с госорганами, бизнесом, производством, наукой, лучшими вузами РК и зарубежных стран.

К прорыву на мировой уровень качества устремлены Новый Международный университет имени Нурсултана Назарбаева в Астане, КИМЭП при Президенте РК, КБТУ, передовые КазНУ им.Аль-Фараби, ЕНУ им.Л.Гумилева, КазНПУ им.Абая, КазНТУ им.К.Сатпаева, КазЭУ им. Т.Рыскулова, КазНАУ, КазГЖПУ, КарГУ, КарГТУ, ВКГТУ, ЮКГУ и иные, а из частных вузов - «Туран», «Кунаева», «УМБ», «ЕврАзИР» и ряд др.

В свете идей Президента РК госорганам и бизнес-структурам в комплектовании кадров управления важно обратить особое внимание на качество подготовки, компетентность и конкурентоспособность специалистов из окончивших лучшие вузы: а) отечественные; б) развитых стран мира, в их числе РФ, Украины и Беларуси по Президентской программе «Болашак». При отборе их особенно важны: идейно-нравственные и деловые качества; честность; эффективность, восприимчивость к инновациям; преданность Отчизне как патриотов РК в сочетании с опытными кадрами-профессионалами 10-15-20 летним стажем, учитывая и принципы меритократии.

Но улучшение научно-педагогической деятельности и качества подготовки специалистов во всех 145 нац-, гос-, акционированных и частных вузах затрудняют отдельные вопросы, ожидающие решения в МОН РК или кратно - ПМ, ибо в противоречивых положениях статей 1.43; 28.7; 55.3 и 59.6-7 Закона РК «Об образовании» нет до сих пор однозначного толкования понятия о качестве:

1) обучения учащихся 4 и 9 классов по итоговым аттестациям к их выпуску;

2) знаний обучающихся - по степени усвоения отдельных дисциплин в вузах к концу 2, а у «медиков» - 3 курса, проводя у них не только «текущий контроль успеваемости…и промежуточную аттестацию», но и «промежуточный государственный контроль» - ПГК;

3) образования выпускников к окончанию школ, гимназий, лицеев, ТПУ/ПТУ, колледжей и вузов для выдачи на основе итоговой аттестации документов гособразца.

Сегодня многих в системе ПМ-ва обескураживает включенная 6-7 лет назад в п.3 ст.55 Закона РК «Об образовании» «сырая» формулировка: «Внешняя оценка качества образования включает в себя процедуры лицензирования, государственной аттестации…, аккредитации…, промежуточного государственного контроля...». Этот ПГК оказался непригодным для внешней оценки качества завершенного образования выпускников, а в п.3 ст.59 того же Закона он может «случайно» возведен в ранг основных видов госконтроля и в п.6 - предназначен «в целях оценки качества образовательных услуг и определения уровня освоения обучающимися отдельных… общеобразовательных и базовых дисциплин» к окончанию в вузах 2, а у медиков - 3 курса.

Преувеличение роли ПГК в оценке качества образования, а не лишь услуг отражен в п.7 ст.59 того же Закона РК, обязывающего ПМ-во подвергать внеочередной государственной аттестации» (ВГА) учебные заведения, «в которых количество обучающихся, не прошедших» ПГК, «превышает предельное количество, установленное» этим ПМ-ом. С 2006 года по ПГК предусмотрена жесткая установка на ВГА вузов при 7% студентов-задолжников на 25% и более специальностей, а его законный 1-показатель заменен 3 подзаконными показателями для оценок:

1) уровня «освоения» ими отдельных общеобразовательных и базовых дисциплин;

2) состояния качества образовательной деятельности как услуг вузов по тому, насколько меньше от 7%-нормы доля студентов-задолжников на ПГК и в тоже время нет учета доли среди преодолевших «пороговый уровень» (100-7) = 93% может «троечников», влияющих на преобладание в числе выпускников вузов посредственных специалистов;

3) степени разброса 7%-задолжников на 25% и более специальностей в вузах, чтобы сократить сверх того специальности с хотя бы 1-2 задолжниками даже при дефицитности.

Желание в ПМ-ве достичь заменой 1-законного показателя 3-мя противоречит народной поговорке о невозможности поразить 1-м выстрелом 3-х зайцев. Вот факты:

7.1. В утвержденном Постановлением Правительства РК 23.12.08 №1207 стратегическом плане ПМ-ва на 2009-2011 годы как целевые индикаторы качества включена «доля студентов, прошедших ... ПГК» с показателями: «2008 г. - 70%; 2009 г. - 75%; 2010 г. - 80%; 2011 г. - 85%» (Казправда, 28.03.09, с.11). Обратные им показатели долей задолжников превышали 7%-норму по ПМ-ву в 2008 году на (100-70)=30%, 2009 соответственно на 25%, 2010 ожидается 20% и 2011 - 15%, а компактные частные вузы из-за превышения 7% задолжников проходят ВГА без законного основания и почему?!

7.2. В стратегическом же плане М-ва на 2010-2014 годы, утвержденном Постановлением Правительства РК 29.02.09 №39 опять такое упущение, если не считать ошибкой. Доля прошедших ПГК в 2008 году оказалась, равной 90%, запланировано на 2009 довести ее до 75%, 2010 - до 80%, 2011 - до 85% и 2012 - до 87% (ЕҚ, 05.03.2010, б.7).

7.3. Обнародованием ошибочных итогов ПГК-2009 на веб-сайте ПМ-ва брошена тень сомнения даже передовым в стране КазНУ - средний балл лишь 69, КазЭУ - 65, КазНТУ - 64, КазНПУ - 61,5, КИМЭП - 61, а на компактные КазНАМузыки, ЕврАзИР и некоторые другие по фиксированным 1-2 задолжникам на 25% и более специальностей.

7.4. А шок в РК огромен: «Государственные университеты погрязли в коррупции, а чиновники намеренно закрывают на это глаза» - «Взгляд», 04.12.09, с.4 и 08.12.09, с.5.

7.5. ПГК нет в США, странах ЕС, РФ, КНР, а необходимость его отмены отражена в резолюциях Международных конференций к 75-летию КазНУ по предложению выдающегося деятеля РК, ученого-юриста М.Нарыкбаева, на форумах в КазЭУ, ЕврАзИРа, статьях видных ученых, с чем молча согласны ректора вузов госсектора?!

7.6. В раздумьях депутаты Мажилиса и Сената Парламента РК, выделившие на проведение такого бесполезного для общества ПГК на 2008-2010 годы 859,6 млн. тенге, когда отмена его устранила бы в свете Болонской декларации по кредитной технологии обучения ущемление интересов, прав и свобод обучающихся и обучающих их. Так, мощный интеллектуальный потенциал ППС был бы подключен к качественному решению на современной индустриально-инновационной основе проблем кадрового обеспечения процветания и конкурентоспособности РК на мировой арене. Для этого от ПМ-ва в установленном порядке достаточно лишь ходатайство об отмене положений о ПГК в статьях 1, 5, 55 и 59 Закона РК «Об образовании». Его все устали ждать давно!

К тому же по п.19 ст.5 данного Закона ПМ-во «утверждает типовые правила проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся». А из всех функций по управлению образовательной деятельностью по стране, предусмотренных в ст.4, 5 и 43 того же закона, в компетенции Правительства РК 27,4%, ПМ-ва - 52,4% и массы учебных заведений - лишь 20,2%. Какой параллелизм?!

Президент РК Нурсултан Назарбаев озабочен ныне тем, что ряд госорганов чрезмерно увлечены проверками и «элементарно не соблюдают требования действующего законодательства»; «буквально обложили бизнес проверками и данью»; зачастую «полностью парализуют деятельность» предприятий, особенно - МСБ (Казправда, 27.02.10,с.2). Поручая «тщательно подбирать кадры», он предостерегает, чтобы в «контролирующих» органах «не оказался какой-то сотрудник со стороны, который не разбирается ни в чем» (Литер,27.02.10, с.2). Чрезмерно часто госорганы, в том числе ПМ-во проводят проверки учебных заведений в научно-образовательной, интеллектуальной сфере, где важно строго соблюдать обоснованные интервалы времени между проверками.

Но до сих пор живуч архаичный метод однозначно ограниченной выбором лишь одной из 2 вариантов оценки «соответствует» или «не соответствует» субъект проверки требованиям по каждому из более 20 показателей индикаторов, что часто приводит к ошибочным выводам и надуманным мерам наказания, а степени соответствия нет?!

Нарушается требование ст.56 Закона РК «Об образовании» о разработке и утверждении в ПМ-ве госстандартов - кратко «ГОСО» лишь по: содержанию образования; максимальному объему учебной нагрузки обучающихся; уровню их подготовки. Сверх того в обновленный приказом ПМ-ва №347 от 20.07.09 года ГОСО «Контингент обучающихся» (КО) для применения уже с 1.09.2009-2010 учебного года заложены «нормы» для увеличения обучающихся на дневном отделении частным академиям с 500 до 700 или на 140%, институтам - с 400 до 960 или на 240% и университетам - с 700 до 2100 или на 300%, когда был бы сказочным ежегодный рост настолько же ВВП РК?!

А норма на превышение в КО доли очников над долей заочников в соотношении 4:1 завышена так, что во многих вузах до сих пор, наоборот, имеет место превышение доли заочников над долей очников от 1,5 до 2-3-4-5-6-7 и более раз («Экспресс К», 29.09.2009, с.5 и «Литер» 09.10.09, с.6). Условиям динамичных рыночных отношений и мобильности студентов по Болонской декларации противоречат нормы о восстановлении отпавшего с развалом СССР в вузах на «доведение до выпуска» принятых студентов очередного набора, наполняемости академгрупп минимум до 20 человек и т.д. По ст.37 и 37-1 Закона РК «О частном предпринимательстве» проверки соблюдения в вузах таких норм должны опираться на 12 принципов, включая принципы их равенства, приоритета предупреждения правонарушения перед наказанием и т.п.

При госпроверках жесткую «систему оценки рисков» следовало бы применять умело в «мягкой интеллектуальной» сфере, чтобы не оказались сокращены добротные частных вузы при росте обучающихся в госвузах за свой счет, когда каждая госпроверка проводится не для предупреждения, а как бы для устранения «угрозы жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства». Проверяющие стремятся найти в этом деле нарушения любым образом, создавая угрозу срыва набора и роста КО в частных вузах, а к госвузам - терпимы?!

Применение в структурах ПМ-ва новых норм ГОСО должно быть обоснованным, а добротным из компактных частных вузов нужна надлежащая господдержка в свете идей Президента РК для эффективного развития на конкурентных началах рядом с вузами госсектора. Примером можно взять ВЭУЗ-«Евразийский Институт рынка».

8. Влияние ценных советов Президента РК на эффективное развитие ЕврАзИРа

На IV конгрессе предпринимателей Казахстана и Евразии при осмотре Президентом РК Нурсултаном Назарбаевым выставки товаров и услуг разных предприятий и организаций в фойе Дворца студентов города Алматы среди вузов единственным оказался ЕврАзИР. Одобряя успехи ЕврАзИРа по его экспозициям, Президент РК дал ценные советы по повышению качества подготовки специалистов, привлечению высококвалифицированных профессоров-преподавателей, укреплению собственной материально-технической базы, развитию связей с бизнесом, передовыми отечественными и зарубежными вузами. ЕврАзИР всегда с благодарностью Главе государства воплощает все его ценные указания в области современного высшего образования.

За весь истекший период ЕврАзИРом подготовлено стране 5350 специалистов. Они хорошо востребованы в бизнесе и госорганах РК, наиболее продвинутые вошли в кадры управления предприятий, фирм и компаний вплоть до их руководителей, например, известные всем К.Келимбетов, Б.Жексембин, З.Заурбекова, Ж.Палымбетов, М.Кудышев, В.Крылов, М.Бейдали, К.Даутов и др. Некоторые успешно трудятся и продолжают учебу в Вашингтоне, Нью-Йорке, Хьюстоне, Сан-Диего, Торонто, Лондоне, Лидсе, Вене, Варшаве, Праге, Москве, Санкт-Петербурге, подтверждая высокое качество их подготовки и конкурентоспособность на мировой арене - А.Кулахметова, В.Цыганко, В.Кононенко, Д.Нуртазин, Г.Енкебаева, О.Байболганов и др.

Перед студентами и ПСС ЕврАзИРа за истекшее время выступали до 30 профессоров из США, Канады, Англии, Германии, Франции, Италии, Финляндии, Японии, КНР, Южной Кореи… Состоялись встречи студентов и ППС ЕврАзИРа с депутатами Парламента РК, как К.Сагадиев, Г.Карагусова, В.Турецкий, Д.Клебанова, Вице-министры - К.Айтекенов, Б.Нурумбетов, деятели культуры К.Мырзалиев, М.Айтхожина, ветераны Великой Победы - Легендарный Герой-летчик Т.Бигельдинов, защитник Брестской крепости, профессор Г.Жуматов, деятели науки - А.Ашимов, М.Журинов, А.Хайдар. Будучи Председателями ГАК/ГЭК ценные предложения внесли академики Я.Аубакиров, А.Кошанов, С.Сатубалдин, У.Искаков, У.Шеденов, другие заслуженные личности...

Благодаря признанию учебно-научных достижений, ЕврАзИР за 2004-2009 годы - Лауреат Золотой Медали в Женеве, «Золотого Сертификата за Продвижение Глобального Качества» - Париже, Престижной награды «Европейское качество» - Оксфорде, Знака Почета «Лидер Национальной Экономики» - Москве, успешно прошел 1-этап Международной Аккредитации Агентства «АВЕ» в Англии (www.abeuk.com), 2-этап перенесен на посткризисное время. На достойных местах он в рейтингах ведущих вузов РК, а в рейтинге передовых 81 - идет за КазНУ, КазНПУ, КазНТУ, КИМЭП, ВКГТУ, КарГУ и др. - www.edu.gov.kz/ Образование в Казахстане. Журнал «АльПари», 2009, №3. По выражению ученого-экономиста с мировым именем, Д-ра Ч.Бэнга - Лидера КИМЭП при Президенте РК среди вузов страны ЕврАзИР - один из «элитных».

Сегодня в ЕврАзИРе достигнуты: а) свободный доступ обучающихся в мировой информационной сети Интернет, Республиканской Межвузовской Электронной Библиотеке; б) расширение применения в учебно-воспитательном процессе мультимедийного и интерактивного оборудования; в) создание уникальных и технически оснащенных аудиторий, компьютерных классов, учебных кабинетов, Актового-, Конференц-и читальных залов, благоустроенного общежития и студенческой столовой, спорт-тренажерного зала, пункта медобслуживания и укрепления здоровья.

Для прорыва на мировой уровень ведущих вузов по качеству образования выпускников важно их передовых профессоров-преподавателей вовремя удостоить высоких государственных наград, званий Заслуженных деятелей РК и Героев Труда в сфере образования и науки РК, возглавляющей ныне ОБСЕ, что откроет простор для мощной творческой активности всех в грандиозных свершениях Казахстана!

Среди высоких человеческих качеств Президента РК Н.А.Назарбаева можно еще раз подчеркнуть его политическую дальновидность, стратегический подход к эффективным путям решения сложных проблем, креативность, восприимчивость к инновациям, горячий патриотизм, решительность, чувства уважения к достойным окружающим и счастья от вдохновенного труда на благо народа, идущего под его мудрым руководством к грядущим великим свершениям. Как в любом большом деле встречаются отдельные упущения и недостатки, которых можно вовремя устранить, если к высказавшим им относиться во всех госорганах с пониманием и должным вниманием, чтобы было больше пользы интересам обеспечения вхождения Республики Казахстан в ряды наиболее развитых и конкурентоспособных стран мира, взлета ее на высоты мировой цивилизации.

Пусть у всех в родном Отечестве, возглавляемом глубокоуважаемым Президентом РК Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым, крепнет единство, сотрудничество, взаимопомощь и дружба - могучие источники плодотворного труда, крепкого здоровья на долгие годы, растут успехи, перерастающие в грандиозные и великие свершения народа для обеспечения всеобщего процветания, счастья и благополучия в каждой семье, достижения Отчизной высот мировой цивилизации по Стратегии «Казахстан-2030»!

Айткали Нурсеит,

Ректор Евразийского Института рынка, Лауреат Золотой

и Серебряной Медалей в США, Англии и «75 лет КазНУ им.Аль-Фараби», член «Международного Ордена Заслуг» (Кембридж) и «Клуба Ректоров Европы» (Оксфорд)


Адрес EIM: 050042, Алматы, Рыскулбекова 39-А (ниже Орбиты). Т. 8-727-2202-833 (ПК), 2203-984. Т/Ф. 2200-212. E-mail: info@eurazir.kz, www.eurazir.kz.

2732 рет

көрсетілді

0

пікір

Біздің Telegram каналына жазылыңыз

алдымен сізді қызықтыратын барлық жаңалықтарды біліңіз