Тікелей эфир
Тікелей эфир
МАҢЫЗДЫ
  • TENGE MONITOR
  • 18 Наурыз, 2010

Казахстан хочет долю в Карачаганаке

Информационное агентство «Reuters» опубликовало материал под названием «Kazakhstan wants to control Karachaganak spending», в котором говорится следующее: «Правительство говорит, что оно хочет долю в Карачаганаке, и обвиняет казахстанский крупнейший газовый проект, ведомый БГ и «Эни», в уклонении от налогов».

Это сообщение напоминает давние выводы на Западе касательно того, что развивающиеся страны, экспортирующие энергоносители, рано или поздно начинают добиваться большего контроля над своими нефтегазовыми месторождениями. Французская газета «Le Monde» в свое время - «Le baril de pétrole à 100 dollars : les gagnants et les perdants» - утверждала, что «Этот закон оправдывается повсюду: от Казахстана до Венесуэлы, от Алжира до России».

Чем выше становятся цены, тем больше страны-производительницы подталкиваются к пересмотру – в свою пользу – контрактов, подписанных в менее благоприятные для них периоды, для того, чтобы получать более весомую прибыль. Так заключение вывело это издание из складывающейся в рассматриваемой сфере ситуации.

Большинство крупных нефтегазовых соглашений, подписанных между правительством РК и транснациональными компаниями в 1990-ые годы, как раз и были составлены тогда, когда казахстанская сторона не могла быть уж особенно привередливой. Но сейчас считается, что Казахстан тоже старается пересмотреть такие контракты. Однако подобного до недавнего времени не наблюдалось в отношении тех проектов, которые касаются двух самых крупных, уже дающих продукцию месторождений – Тенгиза и Карачаганака.

Извлекаемые запасы первого из них составляют, как считается, 9 млрд. баррелей, а второго - 2,3-6 млрд. баррелей. Они сейчас являются главным достоянием не только нефтяной промышленности Казахстана, но и всей экономики страны. Потому что речь идет не только об открытых, но и также уже дающих продукцию месторождениях. Но говорить вслед за газетой «Le Monde», что в проектах по их освоению доля Казахстана увеличивается или может в скором времени увеличиться, не приходится. Потому что до сих пор она, если и менялась, то только в сторону уменьшения. Рассмотрим эти проекты конкретно.

Доля Казахстана в СП «Тенгизшевройл» в настоящее время составляет 20 процентов. А когда-то страна владела половиной собственности в этом проекте.

К осени 1999 года доля Казахстана составляла там уже лишь 25 процентов. Тогда как раз возникли разговоры о возможности уступки части казахстанской собственности в этом проекте «Шеврону», который на тот момент объединялся с «Тексако». Вначале речь шла о 10 процентах. Но в итоге Казахстан уступил 5 из своих 25 процентов. В то время, кстати, уже началась эпоха высоких цен на нефть. И она продолжается поныне. И Казахстан все это время продолжает оставаться с двадцатью процентами в СП «Тенгизшевройл». Ничего не изменилось. И не видно никаких предпосылок к переменам.

А вот в акционерном капитале консорциума «Карачаганак Интегрейтед Органайзейшн» (KIO) доли Казахстана вовсе нет. Только начинаются вестись разговоры о том, что она у него могла бы появиться.

Единственная перемена за последнее время имела место в консорциуме, осваивающем Кашаган. Прежний расклад долей в проекте был таков: «Эни», «Тоталь», «ЭкссонМобил» и «Шелл» (по 18,52%), «КонокоФилипс» (9,26%), «КазМунайГаз» (8,33%), «Инпекс» (8,33%).

Согласно договоренности, достигнутой в январе 2008 года, компании «Эни», «Тоталь», «ЭкссонМобил» и «Шелл» передали каждая по 2% «Казмунайгазу». Вследствие этого доля национальной нефтяной компании в проекте возросла до 16,5%. Таким образом, она влилась в ряды мажоритарных акционеров.

Что же касается выступления Казахстана за увеличение своей доли – это, как утверждают даже на Западе, вполне согласуется с глобальными трендами (тенденциями). Именно об этом и говорилось в вышеназванной публикации «Le Monde».

И все же ситуация в Казахстане никак не отражает общей по всему миру реальности. Потому что, согласно данным Международного агентства по энергетике, транснациональные корпорации удерживают в своем распоряжении 8% мировых доказанных запасов, а национальные компании стран-производительниц - 37%. К 2030 году, по утверждению экспертов названной авторитетной организации, доля таких стран должна будет достичь 75%. Это явно никак не перекликается ни с практикой, ни с тенденцией, наблюдающейся в Казахстане. Хотя, впрочем, до 2030 года времени еще вроде как много. Поэтому, видимо, не стоит спешить с выводами.

Кайрат АМРЕЕВ

842 рет

көрсетілді

0

пікір

Біздің Telegram каналына жазылыңыз

алдымен сізді қызықтыратын барлық жаңалықтарды біліңіз