- TENGE MONITOR
- 08 Сәуір, 2010
Казахстан – один из крупнейших поставщиков Китая
Издание «Global Times» опубликовало материал под названием «China's crude oil import dependence exceeds 50%, raises security concerns», в котором сообщается следующее: «Китай в 2009 году добыл 189 миллионов тонн сырой нефти, а импортировал дополнительных 199 млн. тонн, и зависимость от импорта нефти значительно превысила предупредительную 50-процентную линию в первый раз для достижения 51,29 процента, согласно последним данным Национальной администрации энергии (НАЭ). К тому же Китай зависим от одного района по нефти и от одного судоходного маршрута, что может увеличить риски опасности для энергетической безопасности страны».
Еще в названной публикации сообщается, что в число 10 государств, откуда поставляются наибольшие объемы нефти в эту страну наряду с Саудовской Аравией, Анголой, Ираном, Россией, Суданом, Оманом, Ираком, Кувейтом и Ливией вошел и Казахстан.
Китай, который является нетто-импортерем сырой нефти (то есть страной, которая в целом потребляет ее больше, чем сама в состоянии производить) с 1993 года, из года в год все больше и больше зависит от ввоза этого сырья из-за границы. И не только по причине быстрого экономического роста, который продолжается вот уже 30 лет. То есть - целых три десятилетия непрерывно.
Обратим внимание на цифры ряда предкризисных лет. Как известно, в течение означенного периода и в нашей стране экономика развивалась очень успешно. Среднегодовой темп роста ВВП у нас с 1 июля 1999 года до 1 июля 2007 года составлял 9-10%. Это – очень высокий показатель. Он выше, чем даже у Китая, чья экономика признается уже давно самой быстроразвивающейся среди крупнейших в мире экономик.
Но если у нас высокие темпы развития были обусловлены благоприятнейшей конъюнктурой на международном рынке энергоносителей, то у китайцев они, как и прежде, целиком и полностью поддерживались и поддерживаются за счет расширения масштабов индустриального развития.
Тенденция к дальнейшему росту сохраняется поныне. Согласно данным из опубликованного в британском деловом еженедельнике «The Economist» материала о перспективах развития растущих экономик, в том числе, Китаю и в дальнейшем предсказывается заметное увеличение ВВП.
Это – очень не обычно сейчас, когда мировая экономика переживает один из самых сложных периодов после той «Великой депрессии» восьмидесятилетней давности. Везде тяжело переносятся последствия кредитного кризиса, приведшего к большим биржевым потрясениям в США и Европе. Крупнейшим в мире экономикам эксперты предсказывают рецессию вместо развития в обозримом будущем. В Японии речь уже заходит об очень редком для этой страны явлении – о банкротствах.
Даже Казахстану, чей экспорт почти на три четверти состоит из энергоносителей, некоторое время назад предсказывалось резкое падение ВВП.
Только Китай, как ни в чем не бывало, вновь и вновь собирается добиваться заметного увеличения объема своей экономики. В этом для Казахстана, надо полагать, должен быть свой плюс. Ибо сохранение темпов развития экономики Китая означает, помимо прочего, то, что сохранятся на соответствующем уровне и темпы роста ее спроса на нефть.
Кстати сказать, в Китае экономика – плановая. А вот ее реальный рост превышает установленные планом нормы. И уже давно. Опережающий плановые показатели рост экономики оборачивается также сверхплановым увеличением потребности в энергоносителях.
В 2000 году эксперты говорили об объеме от 90 до 180 млн. тонн, который Китай будет вынужден ввозить извне к 2010 году. Но уже сейчас ситуация складывается так, что правомерно ожидать значительного превышения даже самого предельного прогнозного показателя к исходу означенного периода.
Так, в 2000 году Китай импортировал в среднем 1,4 млн. баррелей нефти в сутки, что в 2 раза больше добывавшегося тогда ежедневно в Казахстане объема (693 тыс. баррелей). Согласно данным государственного агентства РК по статистике, действующие у нас в стране нефтедобывающие компании тогда добыли 35 млн. тонн вместе с газовым конденсатом. Следовательно, Китай всего в 2000 году ввез 70 млн. сырой нефти.
Спустя всего 3 года показатель ее ввоза в страну вырос уже почти на треть. Другими словами, в 2003 году Китай ежедневно ввозил 2,02 млн. баррелей нефти. То есть за целый год импортировал все 100 млн. тонн. Следовательно, прогноз 2000 года на последующее 10-летие начинал уже тогда сбываться со значительным опережением. Оно и понятно.
За период 1992-2001 годов потребление нефти в Китае росло в среднем на 6% ежегодно. И уже тогда это не подкреплялось адекватным увеличением ее производства внутри страны, поскольку ежегодный рост объемов ее добычи составлял менее 2%. В дальнейшем же стала наблюдаться тенденция увеличения разницы между показателями роста потребления и добычи.
В 2003 году в Китае в суточном измерении производство нефти составляло 3,54 млн. баррелей, а потребление - 5,56 млн. А разница между ними – 2,02 млн. баррелей – компенсировалась за счет импорта. Другими словами, уже 7 лет тому назад Поднебесная использовала для своих нужд порядка 275 млн. тонн нефти. Из этого объема только 175 млн. тонн было восполнено за счет своих производственных ресурсов. Получается, что доля импорта в структуре потребления нефти составлял уже тогда свыше 36%. Не спроста ведь в том самом 2003 году КНР вышла на второе после США место в мире в ряду крупнейших стран-потребителей нефти, оттеснив находившуюся до того там Японию на третью позицию.
Дальше - больше. По итогам 2005 года среднесуточное потребление нефти составило уже 7 млн. баррелей. Что почти на 1,5 миллиона больше, чем двумя годами ранее и на 3,6 миллиона – чем за десять лет до того. Ведь в 2003 году Китай потреблял 5,56 млн. баррелей, а в 1995-м – 3,4 млн.
Эти данные весьма красноречиво свидетельствуют о том, что темпы роста потребления Китаем нефти увеличивается все резче и резче. Чтобы показатель китайского среднесуточного потребления, начиная с середины 1990-ых годов, увеличился на 2,16 млн. баррелей понадобилось 8 лет. А увеличение на следующее почти 1,5 млн. баррелей заняло всего 2 года.
И оно продолжается. В июне 2008 года Китай впервые перешел порог уровня в 8 млн. баррелей в своем суточном потреблении нефти. В годовом и тоннажном измерении это немногим менее 400 млн. тонн. В прошлом году Китай использовал 388 млн. тонн нефтяного сырья.
То есть нынче Китай в потреблении нефти уже выходит на уровень, который почти на треть выше, чем было шесть лет назад, в 2003 году. При этом внутреннее среднесуточное производство остается, как и пятилетие назад, в пределах 3-4 млн. баррелей. То есть Китаю теперь нужно покрывать за счет импорта более половины потребляемой им нефти. Другими словами, если в 2000 году страна импортировала 1,4 млн. баррелей в среднесуточном измерении, сейчас этот показатель может доходить до 4,4-4,5 млн. Доля прироста в структуре спроса на привозную нефть за 8 лет - порядка 3 млн. баррелей. Напомним, что в 2000 году самые смелые предсказания по объему предполагаемого к 2010 году китайского нефтяного импорта доходили до 180 млн. тонн. Сейчас на дворе – весна 2010 года. Но уже нынче Китаю предположительно придется импортировать никак не меньше 200 млн. тонн.
Так что в 2010 году и в действительности речь может пойти о куда больших, чем это предсказывалось в начале нынешнего десятилетия, объемах. Американские эксперты по вопросам энергетики, во всяком случае, прогнозировали достижение Китаем уровня ежедневного потребления в 12,8 млн. баррелей к 2025 году. В этом случае, полагают они, объем среднесуточного ввоза нефти вырастет до 9,4 млн. баррелей.
То есть к тому времени импорт в структуре потребления нефти будет составлять 73,5% или почти три четверти от общего объема. Это 2 раза больше показателя 2003 года, который, напоминаем, был равен 36%.
Что же касается ситуации к 2010 году, в оценках относительно нее эксперты сходятся в следующем. В нынешнем году Китай должен будет покрывать никак не меньше доброй половины своей потребности за счет импорта.
Марал САЛЫКЖАНОВ

998 рет
көрсетілді0
пікір