- МЫСЛЬ
- 11 Қараша, 2015
Бессмертное наследие Суюнбая
Наверное, у каждого этноса есть личности, которыми гордится народ, чье имя будет живо до тех пор, пока жив народ.
Я родился и вырос на земле Суюнбая и Жамбыла, в селе Каргалы Жамбылского района Алматинской области, в семье имама Абдыкадыра-кари, который провожал в последний путь с чтением жаназы акына Жамбыла. В последние годы жизни Жамбыла мой отец, Абдыкадыр-кари, был одним из самых близких к великому поэту людей. Многие часы провели в беседах Жамбыл и Абдыкадыр. Конечно, в этих задушевных беседах акын неоднократно рассказывал о своей юности и учителе Суюнбае Аронулы. Через много лет после кончины Жамбыла Жабаева я впервые услышал именно от отца о великом акыне Суюнбае. Среди многих акынов, которыми богата наша земля, имена Суюнбая и Жамбыла стоят рядом, они были сородичами, земляками, их нельзя отделить друг от друга. Учитель и ученик, они навсегда остались в истории казахской поэзии.
Я часто думаю: почему мой родной Жамбылский район называют землей акынов и батыров? Очевидно, красивее, чем моя малая Родина, трудно найти место в Казахстане. Человек, который родился на нашей прекрасной земле, невольно становится поэтом. Так и Суюнбай, который восторгался красотами родных просторов и воспитанный акынами, дедом Кусеном и отцом Ароном, стал продолжателем их творчества.
Суюнбай, став акыном, был не просто поэтом – он являлся совестью народа. В его творчестве трудно найти стихи, в которых он воспевал бы власть имущих. Акын в своих стихах, таких как «Четырем биям», «Кто бы ни умер, но торе Сок не умрет», «Четки в твоих руках» рассказывал о жизни обездоленных, являлся заступником бедных. Казахского поэта уважали, а его острого слова боялись многие: он всегда говорил правду в лицо обидчикам простого народа.
Суюнбай был акыном, чья слава разнеслась далеко за пределы Жетысу. Многие акыны мечтали получить в наследство домбру Суюнбая, но он передал ее своему любимому ученику Жамбылу. Это говорит о том, что Суюнбай лишь в Жамбыле видел продолжателя своего творчества.
Суюнбай был человеком чести, который беспредельно любил нашу Родину, гордился ее защитниками во времена нашествий иноземцев. А таких врагов было немало, ведь многие хотели завладеть нашим краем. В своих эпических произведениях акын воспел знаменитых героев, которые грудью защищали отчий дом. В героических и исторических дастанах «Батыр Отеген», «Батыр Сураншы», «Батыр Саурык» акын отдал должное их бесстрашию и воспел подвиг замечательных сынов казахского народа. Эти его произведения навсегда вошли в Золотой фонд казахской литературы и до сих пор учат молодежь подлинному патриотизму, любви к нашей Родине – Казахстану.
Известно, что XIX век был веком расцвета казахского устного народного творчества, десятки талантливых акынов творили, принимали участие в айтысах, проходивших в крае. Разумеется, великий Суюнбай стал знаменитым акыном. Он прославился в поэтических состязаниях с акынами Катаганом, Тезек-торе, Кантарбаем, Жантаем, Таттыкыз, Уазипой. Айтысы Суюнбая с этими акынами раскрыли его талант, показали мастерство, логику и глубину мышления казахского поэта-импровизатора.
Заново засверкало бессмертное творчество Суюнбая Аронулы после обретения Казахстаном независимости. Ведь не случайно на одной из первых купюр национальной валюты (три тенге) был изображен портрет великого акына. В этом отразилась дань святой любви к выдающемуся сыну казахской земли.
Прошло два столетия после рождения великого акына Суюнбая, его творчество популярно среди земляков поэта, немало у нас и акынов, продолжателей его дела. Судьба мне подарила близкое знакомство, дружбу с замечательными акынами современности Алимкулом Жамбыловым и Надеждой Лушниковой. Я люблю разговаривать с ними, читать их книги, слушать, когда они поют. И всегда мне кажется, что слушая их, я как бы встречаюсь, беседую и с их великим предшественником Суюнбаем Аронулы.
1550 рет
көрсетілді0
пікір