Тікелей эфир
Тікелей эфир
МАҢЫЗДЫ
  • Ключевые статьи
  • 22 Ақпан, 2018

У Казахстана большой потенциал в области верблюдоводства

Представляем вашему вниманию перевод интервью с  признанным экспертом в области изучения продуктов верблюдоводства Гаухар Конуспаевой.  Специалист живет и работает во Франции, однако регулярно бывает  на родине, где обучает фермеров.

Интервью был опубликовано на казахском языке 19 января 2018 года  в газете «Экономика».

– Гаухар, вы являетесь признанным экспертом  верблюдоводства. Каково состояние развития этой отрасли животноводства в Казахстане? И почему Казахстану нужно развивать ее?

В первую очередь, хотелось бы уточнить, что я являюсь скорее признанным экспертом именно по верблюжьему молоку, а не в целом по верблюдоводству. Конечно, за годы работы с верблюжьим молоком, я стала разбираться во всех отраслях, которые влияют прямо и опосредовано на производство верблюжьего молока и его переработку.

О состоянии верблюдоводства в Казахстане невозможно рассказать в нескольких словах, как и о любой  другой отрасли. Необходим комплексный подход и видение отрасли. По производству верблюжьего молока и его переработки  в профилированных цехах мы  находимся в числе передовых стран мира. В мире 48 стран, где традиционно разводят верблюдов. На их фоне Казахстан – признанный лидер в отрасли переработки верблюжьего молока. Однако, все что касается разведения, проведения учета производительности, отслеживания санитарно-ветеринарных мероприятий, к сожалению, Казахстан не является лидером.  По сравнению с другими странами, у нас водится два вида верблюдов: бактрианы (двугорбые) и дромедары (одногорбые верблюды). Они относятся к отдельным биологическим видам, которые носят соответствующие названия: Camelus bactrianus  и Camelus dromedarius.  Помимо этого, традиционно в Казахстане получали/получают гибридов от этих двух видов. Эти гибриды фертильные, хотя для примера, гибрид осла и лошади нефертильные (не дает потомства). Мы до сих пор не ведем учета поголовья верблюдов по видовому признаку. Не ведется и как таковой учет молочной и мясной продуктивности. Такие продукты, как шерсть и шкура верблюдов практически не перерабатываются. В 2017 году, впервые за годы независимости, открыт центр по приему верблюжьей шерсти. По шкуре верблюдов  в Казахстане полностью отсутствует какой-либо переработчик. Мясо верблюдов, которое обладает особенными диетическими свойствами, не популяризируется среди населения нашей страны. Соответственно верблюжатина не пользуется спросом и зачастую носит «ярлык» жесткого, невкусного мяса с неприятным запахом. Хотя, это мясо, с диететической точки зрения, во многом может посоревноваться с той же кониной и/или мясом птицы.

– В какой стране мира эта отрасль наиболее развита?

По переработке верблюжьего молока мы находимся, наверное, в первой пятерке стран. По другим отраслям верблюдоводства каждая из стран занимает свои ниши. Так, по разведению верблюдов в виде интенсивного животноводства  ОАЭ находятся на одной из первых позиций. По биоразнообразию, с точки зрения генетики одногорбых верблюдов, самая богатая страна – Саудовская Аравия. По потреблению верблюжатины мировой рекорд  у Египта и Омана.

– Какие инновации в этой отрасли в настоящее время внедряются?

Со стороны МСХ РК верблюдоводство получает  субсидирование  только при бутилировании шубата, поэтому большинство фермеров стараются запускать свои миницеха по переработке верблюжьего молока в «шубат». Одной из ярких инноваций является технология производства сыра из верблюжьего молока. До 2010  года  производство сыров было труднодоступным и маловыгодным с экономической точки зрения. В 2010 году было запущенно производство верблюжьего сычужного фермента, соответственно производство сыров стало возможным. На данный момент многие страны Ближнего Востока и Северной Африки хотят наладить производство сыра из верблюжьего молока. Считаю, что для Казахстана такое производство  стало бы также актуальным и выгодным. Помимо этого, хотелось бы сказать, что Казахстан является одним из пионеров в области применения доильных аппаратов для верблюдиц. Первые разработки в мире были испытаны в ЮКО на базе совхоза Тимурский в 60-х годах ХХ века. Однако, с тех пор, такие разработки были подзабыты, и за годы независимости почти никто из частных верблюдоводческих хозяйств не  использует  доильные аппараты. В то время как остальная часть мира оценили предложение и стали  широко применять доильные аппараты для верблюдиц. Считаю, что эти технологии для производителей шубата являются наиболее нужными.

– В своих трудах вы говорите о полезных свойствах верблюжатины…

Этот вид мяса незаслуженно забыт.  Его практически нигде не употребляют, кроме западных областей Казахстана  Верблюжатина действительно является особенным мясом и требует популяризации у казахстанских потребителей.  К примеру, в ней содержится наименьшее количество холестерина. Помимо этого, верблюжатина особенно богата железом, ее можно рекомендовать при железодефицитной анемии.

– Врачи, ученые  также отмечают  гипоаллергенность продукции верблюдоводства. Это просто дань традиционной отрасли или научно-обоснованные заключения?

О продуктах верблюдоводства слагают легенды, особенно ярко они отражены в народных поговорках. Однако в ХХ веке казахи забыли свою традиционную еду и упустили многие традиции из вида. Ныне научные результаты отдаленно подтверждают народную мудрость. Говорить, что научные изыскания – это дань традиционной отрасли – не является правдой. Тем более, что исследований в данном направлении  недостаточно, чтобы действительно подтвердить или опровергнуть традиционные пословицы и поговорки. Я бы сказала, скорее наоборот, современные казахи легче поверят в какую-то моду и предпочтут систему быстрого питания (фаст-фуды), чем какие-то традиционные источники. Хотя мы имеем очень много рецептов, которые можно было бы «обновить» с точки зрения здорового образа питания и предложить горожанам традиционную еду, которая действительно будет экологически чистой.

– Вы отмечаете, что генетическая  дистанция между одногорбыми и двугорбыми  верблюдами является идентичной, как между овцами и козами, и поэтому нужно вести учет отдельно. И вообще, разрабатывается ли в РК стратегия развития верблюдоводства? Кто этим должен заниматься?

–  К сожалению, отдельно выделенной стратегии в Казахстане нет, никто этим специализированно не занимается. Да что говорить, в советское время у нас имелись отделы верблюдоводства в двух НИИ, а ныне эти отделы уже объединены с другими отделами, и уже непонятно, кто там работает и что именно делает. Дают ли они отчеты в профилирующие комитеты и департаменты МСХ, неизвестно. Конечно, развитие отрасли верблюдоводства  должно курировать МСХ РК, и в идеале иметь свое структурное подразделение при Минсельхозе. Учет поголовья, молочную и мясную производительность необходимо вести в зависимости от видов верблюдов. Необходимо рекомендовать фермерам, как и на что обращать внимание при разведении, так как большое популяция гибридов никем не контролируется, соответственно продуктивность животных в разы падает.

– Недавно Президент подчеркнул, что Казахстан переходит от производства аграрного сырья к переработке. Насколько развита переработка в этой отрасли?

–  Переработка верблюжьего молока развивается активно. Конечно, хотелось бы, чтобы многие процессы шли быстрее и эффективнее. Надо сказать, нынешние шаги позитивны. Однако предстоит еще многое сделать. В Казахстане организовываются предприятия  по промышленной переработке мяса, налаживается производство тушенки из верблюжатины. Национальное производство тушенки особенно для государственных структур (армия, ЧС, структуры МВД) существенно помогло бы должному развитию отрасли. Тем более, что многие структуры закупают аналогичную продукцию за рубежом, тогда как внутри страны имеются собственные производители.

– Какие перспективы вы видите в Казахстане?

–  Казахстан имеет большие перспективы отрасли верблюдоводства. Молочная направленность наших верблюдов отражает вековую селекцию верблюдов по молочности. Помимо этого, в Казахстане насчитывается достаточное количество одногорбых верблюдов породы Туркменская Арвана, которая известна своей молочностью. В Туркменистане ведется политика запрета на вывоз из страны любых животных. И на этом фоне Казахстан является автоматически единственным источником такой генетики, которая пользуется спросом среди всех стран, где традиционно разводят верблюдов.

Перспектив много, и необходимо как можно шире популяризировать верблюдоводство, чтобы в первую очередь все «прелести» этой отрасли смогли на себе почувствовать казахстанские потребители.

– Ваша любимая книга и хобби?

Любимых книг много, и выделить одну из них очень сложно. Но чтобы было немного в тему нынешнего интервью, первое, что пришло на ум – это книга Ч. Айтматова «И дольше века длится день».

– Что бы вы советовали молодым ученым и производителям?

Постоянно перманентно развивать себя, читать как можно больше литературы на всех возможных языках. Нельзя ограничивать себя в источниках информации, поэтому все, что узнали, рассказывать и распространять как можно шире и дальше. Развивать и лелеять в себе любопытство, которое поможет ученым найти правильные решения, инновационные подходы.  Главное – не загонять себя в рамки.

– Спасибо!

Беседовала  Жанбота  Толеген

2076 рет

көрсетілді

0

пікір

Біздің Telegram каналына жазылыңыз

алдымен сізді қызықтыратын барлық жаңалықтарды біліңіз