20 лет жизни — 25 лет опыта, как закончить вуз с хорошим стажем работы

Учеба 4 года – диплом, поиск работы, требуется опыт 4 года, нету опыта, нету работы, снова учеба. Замкнутый круг, требующий решения.

Работая в стенах КазНУ им. Аль-Фараби, у меня появилась возможность стать частью проекта Эрасмус плюс, это глобальная организация, занимающаяся решением различных задач связанных с образованием и объединением множество университетов по всему миру для их решения, целью нашего проекта является создание площадки между выпускниками вузов и работодателями для выявления проблем связанных с трудоустройством и сглаживанием пробелов между знаниями в вузе и реальными потребностями рынка.

Современная система высшего образования в РК включает 4-5 годовое обучение по программе бакалавриата. После 3 года обучения в программе обучения есть период для прохождения производственной практики, по статистике лишь 5-10% студентов обустраиваются учебным заведением, остальные часто вынуждены искать самостоятельно. Должность стажера или практиканта) часто не воспринимается всерьез и в 90-95% случаях, студентов попросту используют в качестве бесплатной раб. силы для выполнения только бытовых, примитивных работ или сводят с данными, исчерпавшими свою актуальность(архив, документация с прошлых годов, веков=). В результате 95-99% прошедших практику студентов не получают НИКАКОГО профессионального опыта и попросту теряют свое время, теряют мотивацию и не получают никакую информацию для анализа.

Однако в некоторых компаниях(особенно в иностранных с мировым названием (Phillip morris, P&G)) ситуация в корне противоположная. Компании сами заинтересованы в молодых специалистах и создают перспективные условия для их найма. Стажировка в данных компаниях отбирается по конкурсу, включающая тесты на логическую и психологическую устойчивость, обзор лидерских качеств, и независимое собеседование с сотрудниками данных организации.

Почему возникает такая зеркально противоположная ситуация? Объясняется это очень просто, в системе казахстанских компании попросту нету места для стажеров, никто не заинтересован и их проф.воспитании, в большинстве штатов отсутствует место и предполагаемая работа для практикантов, каждый сотрудник имеет свои обязанности и зная секреты организации, будет с большим сопротивлением стараться не раскрывать их и не делиться с временным стажером, который пройдя весь срок стажировки часто исчезает без перспектив последующего трудоустройства.

Вроде системная ситуация, почему очень редкие организации поступают иначе, какая выгода для них? И здесь ответ очень прост, международный опыт показывает, что талантливая молодежь служит инструментом для прогрессивного развития, создавая им условия и делясь с ним опытом, они получают свежие идеи, дополнительную мотивацию для действующих сотрудников через плотную конкуренцию, восполняя изжитки пред. поколений.

Почему не используют данную схему отечественные компании? Ответ разумеется, в средствах и во времени выделяемых для таких работ. В первую очередь это лишние расходы, от которых казалось мало отдачи и мало эффективности, далее это трата времени сотрудников, которые вынуждены будут тратить рабочее время на выполнение этих работ и обучать новых стажеров, и в-третьих не заинтересованность руководства компании в талантливых и амбициозных сотрудниках.

Решение проблемы и суть данной публикаций:

Создать организацию, которая сама будет проводить все необходимые этапы наборов практикантов(включая все тесты и собеседования) и перенаправлять в действующие компании. Не путать с рекрутинговыми агентствами.

В чем основная идея и новаторство проекта:

Для организации: в первую очередь это приток свежих специалистов и идеи.
В результате переговоров надо добиться от нанимающей компании 2-5 постоянных мест для практикантов, которая включает несколько видов работ:

1)    место для практикантов 2 года обучения: позиция чистого помощника (опять же пусть это будут бытовые примитивные работы)

2)    Для практикантов 3 года обучения, должность помощника специалиста, но уже включающая некоторые обязанности и работа с действующим материалом воспроизводства ( с небольшим окладом в 5-40% от настоящей должности)

3)    Для практикантов 4 года обучения, самостоятельная должность или должность помощника специалистов выше рангом или руководства и небольшим окладом в 15-60% от настоящей должности

Далее не менее важная часть проекта: это выгода и издержки компании. Обязанности нашей организации будет бесперебойное снабжение практикантов в любое время года, смена поколении будет проводиться не чаще 1 раза в пол года(в квартал), каждое новое поколение будет обучаться у старого, т.е для компании нанимателя(проблем с их обучением не возникнет). В результате у компании будет всегда 2-5 рабочих мест, которые будут выполнять ту же работу что и обычные сотрудники но с минимальными затратами, плюс возможность выбора достойного практиканта на будущую должность по результатам работ. 100% беспроигрышная ситуация для нанимателей, одни выгоды и никаких расходов!

Выгоды для студентов: в первую очередь опыт! немного энергозатратная и мало оплачиваемая, но опыт в 3 года к дате получения диплома очень заманчива и стоит сил потраченных на это! Закрепление теоретических навыков, сравнение реальности от лекции, мотивация и возможность проявить себя, работа на нескольких должностях или в нескольких компаниях, поиск коллектива близкого к душе и т.д.

Препятствия для данного проекта:

Конфликт во времени обучения в вузе и во времени работы в компании для студентов. (возможность решения — это поиск компромисса между двумя сторонними) Если два практиканта будут занимать  одну должность и работать поочередно до обеда и после обеда, то время для учебы возникнет в полной мере, главное это решить с руководством вузов и проблема исчерпает себя.
Проект не дает возможность всем студентам пройти практику, а лишь тем кто соответствуют минимальным требованиям(логика, психика, собеседования, амбиции и желание пожертвовать временем ради опыта)

Сложности при запуске механизма, т.е чтобы проект был интересен студентам, в списке нанимаемых работодателей должно быть множество элитных компании! Промоутинг(нужна поддержка от вузов и министерства образования, чтобы быстро довести идею до ума всех заинтересованных лиц)

Чем проект выгоден в коммерческом плане?

В краткосрочной перспективе, проект убыточный, для постановки операционной части и налаживания всего процесса, требуются небольшие инвестиций, это аренда недвижимости, наем менеджеров, налаживание информационной базы и IT-системы

В долгосрочной перспективе, это глобальный проект, возможность зарабатывать на каждом работодателе за нового стажера и сотрудника, также входящий денежный поток может быть на новых компаниях, которые будут заинтересованы чтобы участвовать в проекте. Но самая главная выгода это информация и рычаг воздействия на систему вузов в нашей стране, компания задаст новые стандарты для подготовки кадров, систематизирует рынок труда для молодых и перспективных сотрудников, будет служить источником качества и гарантии результата, и будет смело конкурировать с крупными рекрутинговыми агентствами.

Елжас Усенов,

Преподаватель кафедры учет и аудит,

КазНу им.Аль-Фараби




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *